Украинцы
Украинцы появились в Астраханской губернии в XVIII в. Это были, главным образом, так называемые «чумаки». Чумачество, или извоз - это посреднический торговый промысел, получивший особое распространение среди украинских крестьян, купцов и казаков в XVII-XIX вв. Ватага чумаков во главе с атаманами перевозили по всей России разнообразный товар: соль, рыбу, кустарные изделия и т.д. Появление чумаков- перевозчиков в Нижнем Поволжье связано с открытием и возникновением солепромыслов па озёрах Баскунчак и Эльтон во второй половине XVIII в:.
Сегодня потомки чумаков живут в Ахтубинском районе (сс. Баскунчак, Успенка, Болхуны и др.). Есть они также и в некоторых сёлах Волгоградской и Саратовской областей.
В XVIII же веке в Астраханском крае появились и украинские запорожцы-казаки. Их потомки проживают в сс. Вязовка и Кальновка Черноярского района.
В конце XIX в. в губернии насчитывалось 133 115 украинцев, или 13 % от общего количества жителей (1 003 542 чел.). В 1989 г., по данным последней Всесоюзной переписи украинцев в Астраханской области было 18,7 тыс. чел., причём в основном это были переселенцы послевоенных лет. На сегодняшний день численность украинцев в регионе сократилась до 12,6 тыс. чел. Кроме постоянно проживающих, в Астрахани были также временно-проживающие евреи – в основном, военнослужащие. В 1844 г. для них была открыта казённая иудейская молельня. В 1845 г. евреям выделили место под кладбище (заброшено в начале 80-х годов прошлого века).
Часть евреев стала поселяться в Астрахани с молчаливого согласия местных властей. В 1866 г. была создана религиозная община Ашкеназ, или Ашкенази (так называют евреев-выходцев из Центральной Германии и Восточной Европы). В неё вошли отставные военнослужащие, купцы, члены их семей, медики. Община размещалась в общественном здании, которое отобрали в 1871 г. Тогда в 1872 г. община открыла собственный молельный дом - синагогу.
К 1876 г. сформировалась другая еврейская община - Сефард, или Сфард (так называют потомков евреев-выходцев из Испании, точнее из колоний испанских сефардов в Крыму и на Кавказе). В 1879 г. на ул. Грязной (ныне ул. Куйбышева) была построена сефардская синагога. Вообще, до революции в Астрахани насчитывалось 4 иудейских синагоги (сегодня осталась только одна - на ул. Бабушкина, 28).
В том же 1879 г. вышел закон, разрешавший евреям с высшим образованием повсеместное проживание в империи. После этого количество евреев в Астрахани стало расти. Они селились, в основном, на ул. Старо-Кузнечной (совр. Шаумяна), Католической (совр. Бабушкина), Грязной, или Старо-Мултановской (совр. Куйбышева), Казанской (совр. Спартаковской). Среди них было немало юристов, медиков, ремесленников. По переписи 1897 г. евреев в губернии насчитывалось 2 214 чел., или 0,2 % от общего числа жителей.
Другое по теме:
Калинин-Тверь
В начале ноября 1931 года в народе пошли суды-пересуды, что почему-то начались пятиминутки и митинги в лучших комплектах (бригадах) прямо около станков, в цехах и сменах с требованием называть Тверь ...
Геоэкологические аспекты развития эволюции геосистем Прикаспия
Доля промышленности в ВВП России — 37 % (2009 год). По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста промышленного производства (5, 8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки» ...
Сравнительно-исторический метод
Сравнительно-исторический метод (в западной литературе обычно: сравнительный метод, кросс-культурный метод, компаративный метод) - метод исследования, позволяющий путем сравнения выявлять общее и осо ...