Народы Среднего ПоволжьяСтраница 1
На территории Среднего Поволжья издревле жили представители разных народов (мордва, чуваши, татары, русские и др.). Общие географические и климатические условия существования, многовековой опыт культурного взаимодействия повлияли на формирование единых фольклорных традиций. И, прежде всего, в мировоззрении это проявилось в сохранении культа материнства, который является как бы отголоском матриархата, господствовавшего в социальном быту в течение длительного исторического периода. В культе материнства особая роль отводилась матери – земле, что ярко проявляется в обрядах праздников «Акатуй» у чуваш, «Сабантуй» у татар и т.д.
Народы издавна задумывались над происхождением природных явлений: ветра, дождя, снега и т.д. Первоначальные народные представления о ветре были фантастическими, наивными, далекими от истинной сущности этого явления природы. Так, чуваши в старину говорили, что ветер производит шайтан, который сидит, прикованный цепью, на краю земли. Но порой народы верно подмечали характерные черты и действия ветра. В народном представлении ветер изменчив, неверен, непостоянен, полагаться на его «доброту» нельзя. Ветер дует свободно, его не изловишь и не догонишь. Он как легкая птица. Об этом говорят народные поговорки: «Ветер без крыльев летает» (русская), «Ветер изловить нельзя» (татарская), «На ветер не надейся, его пути изменчивы» (чувашская).
Народные представления о строении вселенной и о небесных телах отличны от религиозных истолкований явлений природы: в них наличествуют некоторые материалистические черты воззрений народов на окружающий мир. В пословицах, поговорках и сказках нашло свое отражение осознание того факта, что природа, Солнце, Земля и другие тела были до человека и будут существовать и после его смерти. Например, русские пословицы: «Земля, вода останутся, нас не будет», «Жили люди до нас, будут жить и после нас», татарские: «Какова земля, таковы и родники», «Пожар слезами не зальешь», чувашские: «Из ничего чего-либо не бывает», «Мы все смертны, а мир бессмертен». Анализ пословиц позволяет сделать определенный вывод о том, что в народном сознании природа и ее явления представляют собой объективную реальность, которая дана человеку в его ощущениях, и что мир не создается из ничего и не уничтожается бесследно.
Народные пословицы
Народные пословицы прославляют ум, смекалку, уменье человека; они пронизаны глубокой любовью и уважением к ученью, грамоте и науке, которые возвышают человека, утверждают его власть над природой. Вот некоторые из них. Русские: «Ученье – свет, неученье – тьма», «Ученье – лучшее богатство». Татарские: «Золота – еще не достояние, а знание – богатство», «Джигит без ремесла – конь без сбруи». Чувашские: «Человек умом красен», «Книга все знает».
Народные загадки
Народные загадки, по свидетельству В.И. Даля, в образной и иносказательной форме лаконично схватывают специфические черты предметов и явлений, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни. Народные загадки не лишены и эстетических свойств. Широкое распространение загадок среди всех народов убеждает в том, что их создатели и носители не только обладали чувством понимания прекрасного в природе и обществе, но и умели творить прекрасное в слове. Поэтической красотой наполнены загадки. Например, чувашская: «Если черный лебедь прилетает, то белый вынужден улетать. Если белый лебедь прилетает, то черный вынужден улетать (смена дня и ночи)».
Смысл народных сказок
Смысл сказок народов Среднего Поволжья – в поэтизации, возвышении человека, вооруженного разумом и знаниями, способного побеждать враждебные силы, строить жизнь без помощи и вмешательства сверхъестественных сил. В сказках утверждается мысль о том, что житейский опыт является основой человеческого познания и что практика проверяет достоверность наших знаний.
Другое по теме:
Духовные ценности
Система цыганских ценностей не менялась столетиями. Самые главные ценности для цыгана: принадлежность к цыганскому обществу, семья, профессия и вера. Самое страшное наказание для цыгана — лишение пра ...
Внутренняя борьба
Как уже говорилось, 16 февраля 1862 был избран первый состав Правления Пражского «Сокола», а на торжествах 1 июня 1862, возможно, проявились первые внутренние разногласия. Внутренняя борьба за власть ...
Куйбышев-Самара
Основана в 1586 году на левом берегу Волги, при впадении речки Самарки в Волгу. На гербе города "в голубом поле стоящая на траве белая дикая коза. Щит герба увенчан золотой Императорской короною ...