Статьи » Родоплеменная организация населения Саудовской Аравии

Родоплеменная организация населения Саудовской Аравии
Страница 2

В современной Саудовской Аравии племенная иерархия продолжает играть весомую роль во внутрисоциальных взаимоотношениях. Браки между представителями племен, относящихся к разным группам, практически невозможны. Выходцам из «неблагородных» племен значительно сложнее сделать успешную служебную карьеру, занять влиятельное место в обществе. В силу этого обстоятельства они вынуждены искать покровительство как у администрации, так и у «почтенных» племен, что приводит к возникновению племенных союзов.

Род и племя возглавляются шейхом, пользующимся правом верховенства в административных, социальных и политических делах общины. Шейх разбирает имущественные тяжбы соплеменников, от имени рода ведет переговоры с представителями других родов и племен, председательствует на собрании наиболее видных членов племени. Правовой базой при исполнении им властных полномочий служит Коран, обычаи и традиции. Формально шейх должен избираться на общем собрании членов рода или племени, однако фактически его титул и соответствующие должностные функции передаются по наследству (старшему сыну).

Но процесс централизации в Саудовской Аравии, реализация законов об административно-территориальном делении страны, укрепление государственной власти на местах в значительной степени ограничили полномочия шейхов. В настоящее время их функции носят не административно-политический, а рекомендательно-совещательный характер. Шейхи действуют в качестве посредников между племенами и правительственными структурами, используя для этого встречи («диванийи») с ведущими представителями семейства Аль Сауд, включая короля Фахда и наследного принца Абдаллу.

Правящая семья уделяет значительное внимание поддержанию отношений с племенной верхушкой, в том числе путем предоставления ей крупных государственных субсидий, чаще всего на безвозмездной основе. Влиятельные шейхи крупных племен, прежде всего из центральной части Аравии – Неджда – представляют одну из основных опор династии Аль Сауд. При их непосредственном участии формируется Национальная гвардия, почти половину общего состава которой (20 тысяч из 56 тысяч человек) составляют добровольцы из различных бедуинских племен. В августе 2000 г. племенные шейхи юго-западной саудовской провинции Аль-Ахса продемонстрировали поддержку внутриполитического курса руководства страны, вручив в ходе «диванийи» с министром обороны принцем Султаном коллективное послание, осуждающее развернутую рядом международных правозащитных организаций кампанию по обвинению Саудовской Аравии в нарушении прав человека.

Как уже отмечалось, входящие в саудовские племена семьи и кланы значительно отличаются по степени своего влияния. В свою очередь, в их составе существует собственная иерархия. Наиболее ярким примером в этом смысле служит правящая семья Аль Сауд (племя аль-анайза), представляющая одну из основ политической системы королевства. Теократический характер власти монарха – главы семьи – создает условия для законодательного оформления комплекса аргументов, легитимизирующих право ее представителей оказывать определяющее воздействие на развитие государственного механизма Саудовской Аравии, ее внешнюю и внутреннюю политику. Дополнительно к этому имеется свод предметов, оберегающих власть от упреков со стороны религиозных деятелей, о чем будет сказано ниже.

Официальная статистика не публикует точных данных о численности дома Аль Сауд. По разным оценкам, его мужская часть насчитывает от 7 тыс. до 20 тысяч человек. Отношения в семействе регулируются в соответствии со сложившейся внутренней иерархией, определяющей политический вес и степень участия отдельных членов фамилии в управлении страной. Основу семьи Аль Сауд, которой принадлежит ведущая роль в решении государственных вопросов, представляют около 40 принцев, входящих в состав Совета министров КСА и Совета королевской семьи. Как правило, они принадлежат к первому поколению правящей династии, являясь сыновьями короля – основателя Саудовской Аравии Абдель Азиза бен Сауда (самому молодому из них – вице-губернатору Эр-Рияда принцу Саттаму – 59 лет). Исключение в этом смысле составляют представляющие «второе поколение» сыновья короля Фахда принцы Мухаммад (губернатор Восточной провинции) и Абдель Азиз (государственный министр).

Влияние членов королевской фамилии определяется прежде всего принадлежностью к конкретному семейному клану, члены которого связаны друг с другом отношениями близкого родства (чаще всего это родные братья и дядья по матери). В своей деятельности принцы вынуждены ограничиваться рамками положения, занимаемого их кланом. При этом они широко используют внутриклановую солидарность и оказывают взаимную поддержку в получении государственных постов и упрочении своего положения во властных структурах.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Развитие торговли и транспорта в Томске
Торговля продолжала играть важнейшую роль в жизни Томска и в пореформенный период. А в условиях, когда к концу XIX века Сибирь была полностью вовлечена в общероссийский рынок, роль Томска как торгово ...

Государственное устройство и политика
Государственное устройство. В соответствии с принятой в 2004 конституцией Афганистан является Исламской Республикой с президентской формой правления. Высшая исполнительная власть принадлежит президен ...

Русский народный костюм
Крестьянство – хранитель эстетических представлений и традиций в народном костюме Русский национальный костюм сохранился в основном в крестьянском слое общества, так как по указу Петра I правящие кла ...