Развитие торговли и транспорта в Томске
Страница 1

Торговля продолжала играть важнейшую роль в жизни Томска и в пореформенный период. А в условиях, когда к концу XIX века Сибирь была полностью вовлечена в общероссийский рынок, роль Томска как торгового центра обширной территории продолжала расти год от года. Показательно, что в 1912 году тридцать из 52 губернских городов России уступали Томску по размеру торговых оборотов и количеству торговых заведений Что касается Сибири, то здесь Томск уверенно лидировал по объему торговых оборотов (почти 40 млн. руб. в 1912 году), хотя и уступал Омску и Иркутску по количеству торговых заведений. На каждую тысячу томского населения приходилось около десятка магазинов и лавок (не считая многочисленных ларьков). Больше имелось только в Тюмени, а в других развитых городах края их было примерно столько же или меньше[55].

В ряду старой застройки Томска бывшие магазины и лавки глаз выхватывает сразу – большие, зеркальные окна, металлические ставни. Кое-где до наших дней сохранились старые вывески, названия торговых фирм, нанесенные на кирпичные стены несмываемой краской. Некоторые здания, выстроенные специально для торговли, используются по назначению и по сию пору. Например, так называемый «верхний гастроном» на Ново-Соборной площади, в здании которого в августе 1895 года открылся магазин купца первой гильдии И.Г. Гадалова. Торговля в нем, как и во множестве других томских магазинов, имела почти универсальный характер – продавались мануфактура (то есть одежда и ткани), обувь, церковная утварь железные изделия. Имелись также бакалейно-колониальный, табачный, винный отделы, предлагался сахар оптом и в розницу.

Внешняя и внутренняя отделка гадаловского магазина была выполнена с большим вкусом и изяществом. А во внутреннем дворике хозяин устроил первый в городе частный водопровод. С помощью паровой машины вода накачивалась из тут же вырытого колодца в резервуар, расположенный в двухэтажной башне и оттуда по трубам подавалась в магазин, в квартиру хозяина, а через специальный рукав – и для городских пожарных[56].

Магазин Гадалова, можно сказать, был типичным для Томска по ассортименту. Но открывались и специализированные магазины, часто при промышленных заведениях. Существовало, например, в Томске «Венское колбасное и гастрономическое заведение А. Фильберт и К°» и обеспечивало томичей, надо сказать, очень качественными продуктами. Недаром в 1892 году на промышленной и сельскохозяйственной выставке в Красноярске «гастрономические изделия» Александра Фильберта были удостоены золотой медали. В его витринах посетители выставки буквально любовались «фаршированной свиной головкой, сочными сольтисонами, румяными окороками, толстыми и тонкими колбасами с названиями в честь всех стран и народов, овощными консервами .»[57]. Надо думать, все это было приготовлено не одной выставки ради, а предлагалось и томским покупателям.

Разумеется, ни торговля, ни производство в Томске не могли существовать и расширяться без развития транспорта, связи, банковского дела. Стародавний гужевой способ доставки товаров и перевозки людей получил наибольшее развитие в Томске и во всей Сибири как раз в первые пореформенные десятилетия. По сведениям А.В. Адрианова, через Томск провозилось и из Томска отправлялось тогда в среднем от двух до трех миллионов пудов клади ежегодно[58]. Городское общество получало от этого немалые выгоды: установленный еще в 1820 году повозный сбор (30 копеек с воза) существенно пополнял городскую казну. Перевозки товаров обеспечивали более или менее постоянной работой немалую по тем временам часть городского и пригородного населения. Говорили, например, что только один Евграф Кухтерин нанимал не меньше трех тысяч ямщиков. И конечно же, наибольшие выгоды от гужевой доставки товаров получали купцы-предприниматели. Именно это занятие обогатило Кухтериных, а вместе с ними и Пушникова, и Малых, и Ельдештейна, и Чевелева, которые со временем заняли видное положение в томском обществе[59].

Зарождение и расширение пароходства, а первый пароход пришел в Томск из Тюмени еще в 1846 году, не уменьшил, а напротив усилил интерес томичей к гужевым перевозкам. Сложилась своеобразная система доставки грузов и пассажиров. Из Европейской России изделия фабричного производства, так нужные Сибири, доставлялись в Тюмень (сначала гужом, а с 1887-го по Екатеринбург-Тюменской железной дороге). Там они перегружались на речные баржи и доставлялись пароходами по Иртышско-Обскому водному пути в Томск. Здесь товары скапливались на многочисленных и обширных складах, в амбарах, кладовых местных купцов, дожидаясь зимнего санного пути, а потом грузились возки и санные поезда и отправлялись с товарами дальше на восток. С востока, из Иркутска и Кяхты, также на лошадях в течение зимы привозили в Томск китайские товары, большей частью – чай, чтобы с началом летней навигации отправить его в западном направлении за Урал[60].

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Население
Из-за суровости климата в Антарктиде нет постоянного населения. Однако там расположены научные станции. Временное население Антарктиды колеблется от 4000 человек летом (россиян около 150) до 1000 чел ...

Экология в реальности
Можно только предположить, что будет с качеством морской воды в районе Сочи, если нагрузка на город в результате наплыва строительных рабочих и гостей Олимпиады возрастет, а адекватной модернизации с ...

Восточная Азия центр мировой экономичекой мощи 21 в. Общая экономико-географическая характеристика региона
Географическое положение, рельеф, климат, почвы: Восточная Азия (примерно от 46° до 20° с. ш. ) общей площадью 12 млн. кв. км, включающая Монголию, КНР, Корейскую Народно-Демократическую Республику, ...