Томская духовная семинарияСтраница 1
К началу 19-ого века в Томске существовали Мужская и Мариинская женская гимназии, реальное и уездное училища, множество приходских училищ. Действовали профессиональные школы – женская рукодельная, ветеринарно-фельдшерская, повивальная. Одним из старейших заведений была Духовная семинария, так же были духовное и епархиальные женские училища. Существовало Татарское училище и большое количество частных школ[74].
Мысль об учреждении в Томске духовной семинарии возникла еще в начале XIX столетия, но осуществить ее удалось лишь к середине его: 21 сентября 1858 года состоялось торжественное открытие школы для подготовки священнослужителей Православной Церкви. Отныне одаренные выпускники местного духовного училища не должны были покидать Томск, чтобы учиться в семинариях Тобольска или Иркутска. Главная заслуга в открытии в Томске новой духовной школы принадлежала епископу Парфению, человеку «глубокого ума и разносторонне образованного, с обширными сведениями как в области богословских наук, так и светских, отличного администратора и человека неутомимого, деятельного и живого»[75]. Так характеризовали томского архиерея люди, близко знавшие его.
Томская духовная семинария – второе в городе после гимназии среднее учебное заведение – стала еще одним очагом культуры и просвещения. Первоначально семинария размещалась в зданиях архиерейского дома на углу Магистратской и Приюто-Духовского пер. В 1898 году для нее было выстроено специальное здание на Никитинской улице. (Позже в нем располагалось Томское высшее военное командное училище связи). В духовной семинарии имелась хорошая библиотека, подаренная Преосвященным Парфением, занятия вели квалифицированные преподаватели. Многие выпускники семинарии составили гордость Томска, а Владимир Плотников, принявший монашество и нареченный Борисом, стал впоследствии известен как «крупный и плодовитый духовный писатель» и церковный деятель. Он возглавлял Киевскую, затем Петербургскую духовную академию, был членом Св. Синода, викарием Петербургской митрополии[76].
В первом выпуске семинарии в 1860 г. ее окончил Константин Евтропов (сын священнослужителя Томской епархии, он начал обучение в Тобольской семинарии, а завершил его в нашем городе). Как один из лучших учеников К. Евтропов был принят в Казанскую духовную академию, по окончании ее защитил в 1864 г. диссертацию и получил ученое звание магистра богословия. Молодой магистр возвратился в Томск, преподавал в семинарии, а также в гимназии церковную историю, немецкий и греческий языки. В 1878 году он оставил службу по духовному ведомству и стал чиновником Томской губернской казенной палаты, где служил до пенсии[77]. Однако преданность Церкви, интерес к ее истории К.Н. Евтропов сохранял всю свои жизнь, главным делом которой стала подготовка капитального исследования по истории Троицкого кафедрального собора.
C духовной семинарией связано и другое имя – Дмитрия Львовича Кузнецова, принимавшего деятельное участие в делах семинарии. В первые годы ее существования он преподавал немецкий и латинский языки, обличение раскола, был помощником ректора. Но в 1861 году перешел преподавателем словесности в мужскую гимназию. Четыре года, которые Дмитрий Кузнецов проработал в гимназии, были, пожалуй, самыми насыщенными в его жизни, они стали событием и в истории Томска. Полученная в Казанской духовной академии квалификация историка – он окончил со степенью кандидата – и навыки работы с архивными документами (учился этому под руководством самого А.П. Щапова) позволили Кузнецову заняться разборкой архива Алексеевского мужского монастыря, публикацией найденных раритетов на страницах «Губернский ведомостей». Он собирал исторические документы повсюду, нередко даже приобретал их на базаре у торговок, употреблявших манускрипты в качестве фунтиков для кедровых орешек. Опубликованное им сохранилось и до сих пор служит исследователям томской старины.
Интересы публикатора привели Дмитрия Львовича Кузнецова в единственную тогда в Томске газету, и очень скоро в нем обнаружился также дар журналиста и редактора: в 1863 – 1865 годах он редактировал неофициальную часть «Томских губернских ведомостей». По общему мнению, этот период в шестидесятилетней деятельности газеты – самый интересный. Дмитрий Кузнецов дал первые репортерские материалы. Без преувеличения, настоящим шедевром его журналистской работы является очерк о диком волке, который декабрьским вечером 1863 года ворвался в город, искусал несколько десятков томичей и был убит пятнадцатилетним подростком, крестьянским сыном Михаилом Кокориным[78].
Другое по теме:
Традиции
Итальянцы - своеобразный народ. С одной стороны, это эксцентричные говоруны с выразительной мимикой и активной жестикуляцией, чтобы любым способом привлечь внимание собеседника, с другой - они степен ...
Население
Демография. По оценке на 1998, из 69,3 млн. жителей Кореи в КНДР проживают 34%, а в РК 66% населения. Средняя плотность населения Кореи в целом – 311, КНДР – 192 и РК – 468 человек на 1 кв. км. Таким ...
История, география, климат
Гаоли, Коре, Соланга, Чосон, Страна утренней свежести, Страна утреннего спокойствия, Королевство людей в белых одеждах, Три тысячи ли рек и гор, Страна-отшельница — так в разные времена называли Коре ...