Открытие музеев и библиотекСтраница 2
Подбор товаров в макушинском магазине вполне отражал характер деятельности его хозяина, который методично и настойчиво раздвигал границы народной темноты и невежества, не упуская ни единой возможности. Позже он обратился к продаже музыкальной литературы и музыкальных инструментов, оптики, развернул книжную торговлю в Иркутске, первым в Сибири стал продавать книги по ценам производителей без надбавки за пересылку.
Не все, конечно, удавалось. Так, попытка развозить книги по деревням не оправдалась. Пришлось, в конце концов, отказаться и от торговли книгами из специальной лавочки на Базарной площади. А ведь Петр Иванович сам стоял за прилавком и предлагал книги зажиточным крестьянам. И все же от своей идеи продвижения книг в народ он не отказался. Позже, в 1901 году, учредил Общество содействия устройству бесплатных сельских библиотек-читален в Томской губернии. И в последующие полтора десятка лет своей работы общество это открыло 571 библиотечку для крестьян[142].
В конце XIX столетия в Томске произошло ещё одно крупное событие – открылась Бесплатная библиотека. Будучи руководителем Общества попечения, П.И. Макушин, видимо, просто не мог не настаивать на открытии еще одной библиотеки в городе, где книги выдавались бы бесплатно (правда, сохранялся особый денежный залог для открытия абонемента). Бесплатная библиотека в Томске, первая подобная в стране открылась 30 сентября 1884 года и располагалась поначалу в наемном помещении. Нашелся, однако, и жертвователь. Им стал потомственный томский купец-первогильдеец Семен Степанович Валгусов. Он вложил тридцать тысяч рублей и, выстроив каменное двухэтажное здание, подарил его «на вечные времена в полную собственность Общества попечения о начальном образовании с искренним желанием чтобы со временем все жители города были грамотными…». Произошло это 27 сентября 1887 года[143].
Сам жертвователь, к сожалению, неграмотный, скончался три года спустя в возрасте 64 лет, а благодарные горожане долго служили ежегодные панихиды по Валгусову в подаренном здании библиотеки. Отношение власть имущих к тому, что происходило в Бесплатной библиотеке, было настороженным. Многих чиновников раздражало и приводило в недоумение то живое движение и даже мельтешенье, какое там наблюдалось: рядом с высокопоставленным господином или богато одетой дамой всегда можно было увидеть смеющееся личико бедного ученика окраинной школы, а то и сапожника, снявшего свой кожаный фартук и пришедшего на концерт или за книгой. Учебное начальство одно время запрещало воспитанникам гимназий и реального училища бывать в Бесплатной библиотеке независимо даже от того, что ученик, например, посещал музыкальные или рисовальные классы, квартировавшие в здании библиотеки[144]. Одновременно строгому надзору подвергался список книг, дозволенных к выдаче в Бесплатной библиотеке.
Более половины подписчиков библиотеки составляли учащиеся начальных школ, остальные представляли «мелкую городскую буржуазию и средние и высшие слои городского пролетариата»[145]. Интеллигентные читатели не находили здесь нужных книг и с большим интересом посещали другие библиотеки. Кроме макушинской, университетской и технологической к услугам горожан на рубеже веков и в начале ХХ столетия имелись хорошие библиотеки в управлении Сибирской железной дороги, епархиальная, Общества приказчиков, городская публичная, а кроме того – Польская, Педагогическая, бесплатная Пушкинская, библиотечки Общественного и Коммерческого собраний, Пожарного общества, казенного винного склада, переселенческого управления[146]. Что касается городской бедноты, то она поставленная «в необходимость денно и нощно думать о насущном хлебе» мало интересовалась книгами
Другое по теме:
Метод пережитков
Метод пережитков - прием исследования, выдвинутый сначала русским историком и этнографом К.Д.Кавелиным, а 20 лет спустя еще раз, самостоятельно разработанный английским этнологом Э. Тайлором. В соотв ...
Формы брака
Формы кольцевой связи Форму брака можно определить как традицию, регламентирующую осуществление брачного права индивида. Эта традиция может включать в себя два уровня реализации: 1) порядок заключени ...
Ногайцы
Ногайцы Астраханской области делятся на 4 подгруппы: юртовские ногайские татары, ногайцы-карагаши, утары и кундровцы. Юртовские ногайские татары Вопрос о происхождении этнической группы юртовских тат ...