Королевский театр в Томске
Страница 1

томск социокультурный народонаселение

В 1883 году в Томск прибыл новый губернатор И.И. Красовский. Он был большим театралом, о чем свидетельствовали украшавшие его кабинет портреты многих известных московских актеров, личных друзей Красовского. Узнав, что в городе деревянный, расположенный в одном из зданий военных казарм - манеже, мало приспособленный для хороших постановок театр, губернатор приказал полицмейстеру отыскать подходящее помещение. Полицмейстер обратил внимание его превосходительства опять же на театр- казарму. Красовский, осмотрев манеж, решил, что его вполне можно приспособить под театр. Однако начальник войск Томского гарнизона - генерал Нарский не решился на капитальную переделку манежа, и тогда губернатор обратился за решением к командующему военным округом. Такое разрешение было дано по телеграфу, и работа закипела. Зрительный зал значительно расширили, пристроили боковые ложи, хоры переделали в галерею для простого зрителя. Переоборудовали фойе и гардероб, а главное - соорудили, наконец, нормальную сцену.

Предвидя скорое окончание ремонтных работ, Красовский задержал в Томске небольшую труппу антрепренера А.П. Бельского-Кудряева, ожидающего парохода до Тюмени. Губернатор распорядился подготовить к 8 сентября - дню открытия переоборудованного манежа - спектакль «Горе от ума».

« . К началу спектакля манеж наполнился самою разнообразною публикой. Ложи были заняты семействами, представителями местной администрации и богатым семейным купечеством. В партере в первых же рядах сидели : полицмейстер, жандармский полковник, его адъютант , известные в городе врачи, офицеры батальона, рецинзент местной газеты, словом вся городская наличная интеллигенция. Последние ряды стульев и скамейки занимали: мелкое купечество, приказчики, гимназисты, гимназистки и тот средний люд, который уже спустился с галереи, но до первых рядов стульев еще не дали. Галерка, вновь устроенная на хорах манежа, наполнилась народом »[154]. Томская пресса единодушно отметила, что спектакль прошел гладко. Красовский был доволен удачным началом нового театрального дела – оно сулило ему развлечение на всю зиму. Бельский же радовался небывалому сбору – чистых 700 рублей. В этой труппе было несколько по-настоящему хороших актеров: Велиханов, Тихомиров, Иконников, Рольф – их томский зритель полюбил. Да и репертуар у труппы Бельского был интересным: играли Гоголя, Писемского, Островского, Мея, А.К. Толстого. Но труппа Бельского пробыла в Томске недолго. Манеж же почти не имел отопления, и поэтому зимой театральный зал часто пустовал, труппа уехала в Иркутск.

Весной эта труппа вернулась в Томск, чтобы отсюда с первым пароходом двинуться в Тюмень. Томское купечество шумно и пьяно праздновала в это время Пасху. Бельский ходил с визитами и вечером застрял у купца Тельных. Этого купца, пока он был в пьяном виде, артист Бельский и уговорил дать деньги на постройку в Томске здания для театра.

Красовский, узнав об этом, поехал к Тельных с визитом, поблагодарил его за обещанные деньги. Купец уже забыл о своем обещании, но, польщенный визитом губернатора, отказать не посмел. Губернатор попросил Тельных указать ему, кого еще из купцов можно привлечь к постройке театра, и тотчас же объехал их. Купцы, не желая терять благосклонность нового начальника губернии и казенных подрядов, согласились.

Город узнал о предполагаемой постройке театра.

Узнал об этом и томский миллионер Е.И. Королёв.

Вопрос о постройке театра сдвинулся с мертвой точки и пятеро купцов «с капиталом в 25 тысяч рублей откликнулись на губернаторскую инициативу, связанную с постройкой театра»[155].

Королёв, тем временем, приехал к губернатору с обидой, что его обошли, что им погнушались: Красовский немедленно пошел навстречу праведным претензиям миллионера, и включил его в ряды акционеров. Компаньоны же повели дело так, что Королёв сразу оказался во главе всего предприятия.

Евграф Иванович умел делать добрые и хорошие дела, но только один – безо всякого стороннего участия. Королёв не стал общаться с компаньонами и заявил губернатору, что один выстроит театр - причем каменный, а не деревянный, как было намечено первоначально. 150 тысяч рублей – вот во что обошлась Е.И. Королёву избранная им поза великолепного одиночки.

А пока Королёв строил театр, артист Бельский со своей труппой подвизался в манеже. В сезон 1884 – 85 гг. Бельский впервые в Томске поставил несколько опереточных спектаклей.

Е.И. Королёв, приступая к строительству театра весной 1884 г., обещал сделать всю работу в двухлетний срок. Но уже к осени 1885 года на Московском тракте, позади современного здания ТУСУРа, вырос красивый кирпичный трехэтажный дом, сразу же прозванный в народе «Королевским театром».

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Транспортная система Японии
Быстрый рост промышленности, углубление межрайонного и международного разделения труда, увеличение зависимости от экспорта и импорта, возрастание подвижности населения – все это предъявляло и предъяв ...

Современное положение сохранения народной культуры в астраханской области
На сегодняшний день, когда исчезают многие элементы традиционной культуры, бесспорной представляется необходимость её научного изучения. А для такого региона, как Астраханский край, с его этническим ...

Общество
Традиционно корейское общество делилось на четыре основных сословия. Янбаны (дворяне), формировавшие правящую прослойку, занимали все ключевые посты в государстве. Чунины – «средний класс», относилис ...