Корейская семья, особенности национальной социализации
Иерархичность, столь характерная для всего корейского общества, заметна и в корейской семье. Конечно, времена, когда кореянка встречала вернувшегося домой мужа, распростершись перед ним ниц на полу, уже миновали. Однако проведенный мной опрос показал, что и поныне большинство мужей не без основания рассчитывают на то, что встречающая их после работы жена возьмет из рук портфель и поможет снять плащ или куртку, а то и, встав на колени, разует супруга. В некоторых семьях пожилые жены по-прежнему обращаются к своему мужу с использованием гоноративных форм (примерно соответствует очень вежливой русской речи на «Вы»), в то время как супруг отвечает своей благоверной короткими, усеченными фразами так называемого панмаля, что примерно соответствует грубоватому русскому «ты». У молодежи эта традиция исчезла, но и среди молодых корейцев жена временами пропускает мужа вперед, уступает ему место, берет наиболее тяжелый груз. Конечно, часто эти традиции лишь камуфлируют реальные отношения, и во многих семьях решающее слово по всем важнейшим вопросам принадлежит жене, однако традиционный декор соблюдается. Разумеется, и детей воспитывают в духе беспрекословного повиновения старшим, в понимании того, что отцовское слово – закон.
Корейцы очень любят своих детей. Их чадолюбие, их пристрастие к детям поразительны. Вопрос о сыне или внуке способен смягчить даже самого недружелюбного и настороженного из ваших корейских собеседников. Детям в семье отдаются все душевные силы, все материальные возможности. В то же время детей не балуют, воспитание в целом происходит в соответствии с традиционными конфуцианскими канонами, которые, как известно, считали уважительное отношение к родителям высшей из человеческих добродетелей. В семье, в которой я жила, было несколько детей. Ребенку, не достигшему 5-6 лет, позволялось очень многое. Малолетних детей в Корее вообще воспитывают очень либерально. Ребенок может ходить по квартире, брать в руки и смотреть все, что ему угодно, на свои просьбы он редко получает отказ. Малыша редко ругают и почти никогда не наказывают, он постоянно находится рядом с матерью. Отношение, однако, меняется, когда ребенок достигает возраста 5-6 лет и начинает готовиться к поступлению в школу. С этого момента либерализм и потакание капризам малыша сменяются новым воспитательным стилем — жестким, суровым, ориентированным на воспитание в ребенке уважения к родителям, учителям и вообще ко всем, кто занимает более высокие места в возрастной или социальной иерархии (так относились к старшим детям в принявшей меня семье). Ребенка учат обращаться к старшим в вежливых формах, отдавать им поясные поклоны, держать себя в их присутствии тихо и скромно, беспрекословно выполнять их распоряжения.
Как одно из ярких свидетельств иерархичности: в корейском языке нет слова для "брата". Нет такого слова. В корейском есть слово для "старшего брата" ("хён") и для младшего брата ("тонсэн"), но нет слова "БРАТ".
В ходе проведённого десять лет назад в Сеуле опроса молодые корейцы называли "сыновнюю почтительность" первым среди тех традиционных качеств корейского национального характера, которые следует сохранять и в будущем. Выражения "почтительный сын" (хё-чжа) или "почтительная дочь" (хёнё) считаются одними из высших комплиментов.
Еще одним фактором, необходимым для понимания корейского характера, является глубокая преданность семье и друзьям. Эта черта была усилена конфуцианством. Людям, которые не являются членами семьи корейца, или иностранцу довольно непросто завоевать преданность корейца. Но если человек сумел завоевать эту преданность, то лишается он ее лишь в редких случаях. Пытаясь завязать теплые дружеские отношения, корейцы могут оказаться гораздо более непосредственными и общительными, чем их азиатские соседи. Со своими знакомыми и друзьями корейцы тактичны, полны энтузиазма и открыты. Если однажды установились дружеские отношения, и появилась взаимная преданность, они уже не исчезнут. Преданность семье и друзьям является важной чертой корейского характера.
Другое по теме:
Цыганский дом
Невозможно выделить общие особенности устройства домашнего быта у всех цыган мира, поскольку обычаи и образ жизни их слишком разнообразны. Однако некоторые общие особенности выделить можно. Ассимилян ...
Мнения современников
В современном мире бытуют разные мнения относительно роли свахи: Светлана
: - Сейчас все сидят в социальных сетях и почти перестали общаться между собой в реальности. Люди меньше стали друг с другом ...
Транспортный комплекс Брянской области
Область имеет исключительно выгодно транспортное положение, так как расположена на пересечении путей из России в страны СНГ и изрезана железнодорожными и автомобильными путями, связывающими Россию с ...