Татарские поселения и усадьбыСтраница 1
Поселения
Аулы астраханских татар основывались по берегам рек, заливов (ильмень), протоков (ерик) и озер, а часть при трактах. Форма заселения сказалась и на типе планировки: застраивались одноуличными или параллельными улицами и поэтому относились к квартально-уличному типу. Усадьбы располагались рядами, образуя двухстороннюю застройку, разделяясь через каждые 3-5 хозяйств проулками «тыкрык». Зачастую в планировочном решении улиц сохранялась односторонняя и, видимо, старая застройка. Ее своеобразие заключалось в том, что передняя сторона протяженных в длину иногда более чем на 100 м усадеб, выходила на красную линию улицы, а конец приусадебной части – к берегу реки, озера. Такие усадьбы с обоих фасадов снабжались воротами. Обычно в середине поселения селитьбенная площадь отводилась под общественные постройки: мечеть, пожарный сарай, а в больших волостных селениях с этнически разнообразным населением, как например, с.Каменный Яр, имелись, кроме того, здания волостного правления, церковь. Мечети присутствовали почти во всех селах астраханских татар, включая и небольшие по размерам аулы, как например, Кинечег, Хужа авылы, Базар авылы, Курнат, сгруппированные в прошлом на месте с.Новые Булгары. Имелись и большие селения с несколькими мечетями, как например, карагашский аул с семью мечетями-Хужатай. Мечети в основном строили срубными из привозных бревен, на фундаменте, или без него и под 4-х скатной кровлей. Судя по сохранившимся строениям и запечатленным на фотографиях В.И. Трофимова 1929-1933 гг. мечетями татар-карагашей и юртовских татар, различия касались их размеров – по длинной стороне располагались от 2 до 6 окон, формы ствола минарета были круглой или многогранной, его купола – сферической, луковичной, остроконечной, завершавшимся высоким, тонким шпилем с полумесяцем. Другие детали мечети, запечатленные в рассказе жителей с.Новые Булгары, в целом больше подходят к культовым сооружениям остальных поселений. В нем также сообщалось, что «входили в мечеть с северного торца через коридор. На полу были настланы паласы. К южному торцу был пристроен михраб – небольшое помещение, где хранился текст корана. Завершался михраб, как и само основное здание, манарой с полумесяцем, только размером поменьше, в которую изнутри вела винтовая лестница. С западной стороны располагалась парадная дверь. Еще одна дверь имелась с восточной стороны». На площади же группировались школы, лавки, магазины, склады, дома богатых крестьян, духовенства. По причине позднего основания селений топонимы улиц не получили многообразия названий и отражали их величину или местоположение: олкон урам – большая улица, кече урам – малая улица, урта урам – средняя улица, тубэн урам – нижняя улица и т.д. Изредка в этом отражалось этническое название первых застройщиков – Казан урам (с.Каменный Яр). Также в прошлом по той же причине почти не укоренилась традиция озеленения улиц, усадеб. В этом, кроме того, сказалось весьма слабое развитие приусадебного садоводства.
Ограничение селения изгородями от выгонов не практиковалось. Каждое селение имело собственное кладбище (зират, тубэ) и лишь изредка оно принадлежало двум соседним селениям (Утар, Солдат авылы). «Тубэ» юртовских татар окапывалось канавой «оры».
Другое по теме:
Люди Дмитрова
Каждый город в той или иной мере знаменит не только своими памятниками истории и культуры, но и людьми, населяющими его. Уважаемые посетители, представляем Вам раздел, где мы будем помещать информаци ...
Культура Приенисейского края в XVIII-начале XIX века
Преобразования Петра I в области культуры слабо затронули Сибирь. Только воеводская администрация облачилась в треуголки, форменные кафтаны, надела парики, а во времена бироновщины прицепила пудренны ...
Машиностроительный комплекс Республики Беларусь. Важное звено
машиностроительного комплекса республики
Станкостроение многие годы обеспечивало количественное и качественное развитие других отраслей. В наст. время оно представлено хозяйственной группой "Белстанкоинструмент", объединяющей 25 п ...