Татарские народные праздники

Известные народные праздники:

· Амиль- 21/22марта

· Сабантуй

· Нардуган

· Джиен

Амиль.

Праздник весеннего равноденствия сохранилось лишь в отдельных районах проживания татар, в частности в аулах Астраханской области. Праздник назывался Амиль (от иранского хэмэл, обозначающий месяц март.

На празднике проводят различные состязания и игры. Борьба и состязания в стрельбе.[15]

Сабантуй

Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).

Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает «яровые», или в другом значении, — «плуг», а туй — «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова сабантуй — торжество в честь сева яровых.[14]

Первоначальная цель обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.

В нем можно выделить следующие этапы:

· приготовление каши для детей из продуктов, собранных ими у населения (дэрэ боткасы);

· сбор детьми крашеных яиц;

· сбор яиц юношами верхом на лошадях и угощение после него (атлы сёрэн);

· сбор ряжеными (мужчинами) яиц (жэяуле сёрэн) — последнее не всегда и не везде;

· сбор подарков для сабантуя (юношами верхом на лошадях);

· майдан — состязания;

· вечерние молодежные игрища.

Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба — кэрэш.

Начинают её два мальчика дошкольного возраста (иногда два старика). Также популярны скачки. В программе сабантуя есть игры, требующие ловкость, чутье, а не силу.

Одновременно с борьбой, на другой стороне майдана соревнуются в подъеме тяжестей: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.

Нардуган

Древний языческий праздник зимнего солнцестояния у татар и некоторых других народов Поволжья. Праздновался 21-22 декабря. О древности этого праздника свидетельствует и его название. «Нар»— означал с монгольского языка «огонь, пламя, солнце», «дуган» («туган»)— с тюркского языка «рожденный», что, возможно, означало начало пробуждения солнца, природы.[14]

Праздник проводится, когда солнце "рождается", то есть после зимнего солнцестояния в конце декабря или в январе. Во время праздника гадают на кольцах, проводят театрализованные представления с переодеваниями до неузнаваемости и с хождениями от дома к дому. У нократских татар дети ходят из дома в дом, распевая куплеты с "алкышами", благопожеланиями.


Другое по теме:

Костюм Московской Руси XV-XVII веков
Костюм эпохи Московской Руси, сохраняя традиционную основу, отличался от костюма домонгольского периода. Изменение его формы меньше затронуло народную одежду, но костюмы высших слоев - бояр и дворян, ...

Традиции
Свадебный обряд Возраст вступления в брак в середине XIX - начале XX столетия для девушек-крымчачек был обычно 13-16 лет, для юношей 16-18 лет. Еще до начала XX в. сохранялся обычай сговора родителей ...

Семейные обычаи
Система взаимопомощи Исследователи XIX века обращали внимание на то, что каждая селькупская семья считала своим долгом помочь соседям (тем более родственникам), попавшим по тем или иным причинам в за ...