История этнонима татарСтраница 3
Во-вторых, начиная с 16 века, после русского завоевания Поволжья, устанавливаются тесные контакты между русским и татарским населением. А русские называли население постзолотоордынских государств как правило "татарами". Очевидно, это также способствовало принятию предками современных волго-уральских татар этого самоназвания.
В-третьих, как справедливо отмечает Д.М. Исхаков, наименование «татары» являлось наиболее «интегральным и распространенным» этнонимом, объединявшим носителей различных локальных самоназваний (мишар, тептяр и др.). От себя добавим, что этноним «татары» довольно легко был воспринят также тюркоязычным мусульманским населением Нижнего Поволжья и Сибири. В условиях формирования татарской этнической общности (конец 18 – начало 20 вв.) этноним «татар» выступил реальной альтернативой аморфному конфессиониму «мусульмане».
Отметим, что к 18 веку булгарского этноса уже давно не существовало, и этноним «булгар» соответственно стал явным архаизмом. Но осталась историческая память о Булгарском государстве как государстве «мусульманского правоверия», и в 18 в. татарское духовенство стало использовать «булгарскую» тему для противодействия попыткам властей христианизировать мусульманское население Поволжья, а также с целью возродить влияние ислама в регионе. Так, идея возрождения города Булгар (или Булгарского государства) использовалась в милленаристском движении Мурад муллы (1760-е гг.).
В связи с этим термин «булгарское» стал фактически синонимом термина «поволжско-мусульманское», не соответствуя смыслу этнонима «булгары» в 13-14 вв., а тем более 10-13 вв. Именно поэтому он не мог быть принят в качестве самоназвания складывающейся нации: во-первых, он был слишком узок, во-вторых, носил религиозный оттенок. Тахаллус «Булгари» использовался в письменных источниках в качестве исторического обозначения региона, местности, откуда происходил автор или ученый. Равным образом мусульманами использовались названия других регионов (Дагестани, Хорезми), населенных пунктов (городов и сел), и даже стран (Расави = «Российский»). В 19-20 вв. вариант принятия в качестве самоназвания этнонима «булгары» в татарской печати практически не рассматривался.
Еще раз отметим, что процесс принятия этнонима «татары» шел трудно, и в татарской историко-просветительской литературе, а позже периодической печати до 1920-х гг. шла оживленная дискуссия относительно того, как следует именовать мусульманское население, сегодня известное как «татары».
Свидетельством постепенного отказа мусульманского населения Поволжья от религиозного самосознания в пользу самосознания национального и динамичного формирования татарской «нации» служит наблюдение казанского губернатора П.М.Боярского. В 1914 г. он отметил следующее: если «раньше на вопрос: какой ты нации, татарин отвечал – мусульманской», то теперь «в Казанской губернии тяготение мусульман к религиозному фанатизму ослабевает и крепнет стремление к поднятию народности, усвоению татарского национализма и созданию самостоятельной мусульманской культуры» [Цит. по: Исхаков Д. Проблемы становления .].
В это же время другие представители российской администрации также отмечали подъем национального движения, переживаемый татарским населением Волго-Уральского региона, причем отмечалось сильное влияние этого движения на другие мусульманские и отчасти немусульманские народы России.
Окончательное принятие самоназвания «татары» относится к началу советского периода (1920-30-е гг.), когда была образована Татарская АССР, что означало восстановление (хотя, как оказалось позже, во многом символическое) государственности татарского народа. Это послужило дополнительным стимулом для распространения этнонима «татары» не только в Волго-Уральском регионе, но и в Сибири, Нижнем Поволжье.
Итак, первоначальный этноним «татар» – самоназвание группы центрально-азиатских племен – в 13 в. приобретает социальное значение. В 13-17 вв. соционим «татар» в Золотой Орде и образовавшихся после ее распада татарских государствах обозначает надплеменную, надэтническую прослойку военно-служилой знати. В результате политики ослабления военно-служилой знати ("татар") Волго-Уральского региона, проводившейся российским правительством во 2-й половине 16 – начале 18 вв., значение социально престижного термина "татар" претерпевает изменения и постепенно вновь принимает черты этнического самоназвания, но уже новой этнической общности – тюрко-мусульманского населения Среднего и Нижнего Поволжья, Приуралья и Сибири.
Другое по теме:
Фольклор
Цыганский фольклор очень разнообразен, на него оказал и оказывает культурное влияние фольклор окружающих народов. Тем не менее, у большинства цыган это влияние не привело к потере уникальности фолькл ...
Королевский театр в Томске
томск социокультурный народонаселение В 1883 году в Томск прибыл новый губернатор И.И. Красовский. Он был большим театралом, о чем свидетельствовали украшавшие его кабинет портреты многих известных м ...
Сохранение биоразнообразия
Биологическое разнообразие мира представляет собой большую ценность по экологическим, экономическим, генетическим, научным, образовательным, культурным, рекреационным и эстетическим причинам. Мир дол ...