Вслед за РаскольниковымСтраница 1
Давайте же пройдемся по тем же улицам вслед за Достоевским. Но не для того, чтобы отсчитать 730 шагов от дома Раскольникова до дома Алены Ивановны или 13 ступенек, ведущих в каморку бывшего студента. Отправляясь по следам героев романа «Преступление и наказание», мы сможем проникнуть в творческую лабораторию Достоевского, ощутить его город.
Действие романа сконцентрировано не только в определенном районе Петербурга, но и в конкретно определенном, предельно сжатом времени: с того момента, как мы застаем Раскольникова в начале романа, и до его признания в убийстве проходит всего около двух недель.
- 8 -
Начинается роман в самом начале июля. Убийство совершается на третий день, через день после преступления Раскольников заболевает, 3 – 4 дня лежит «в беспамятстве». Выпадают из романа действия еще 2 – 3 дней – после смерти Катерины Ивановны и до ее похорон. То есть практически в романе описано 7 – 8 дней. Но за это время происходит очень многое. Перед нами просто мелькают события, люди, уличные сцены: встреча с Мармеладовым, история его семьи, Сонечки, смерть Мармеладова, приезд матери и сестры Раскольникова, появление Лужина, Свидригайлова, общение с Порфирием Петровичем, поминки по Мармеладову, сумашествие и смерть Катерины Ивановны… и, конечно же, прогулки Раскольникова по Петербургу.
Чаще всего Раскольников выходит из дома вечером. В тексте есть точные упоминания времени – седьмой час, восемь вечера, девять, но на самом деле время в романе очень условно и символично. Это время «заходящего солнца». Причем закаты солнца у Достоевского начинаются в разное время и очень растянуты. Как опытный режиссер, Достоевский не только удивительно точно выстраивает мизансцены в своих романах, легко соединяет «случайности», неожиданно («вдруг») знакомит своих героев, ставит их в конфликтные ситуации. Достоевский любит использовать и «технику света». Герои его произведений всегда восприимчивы, нервны, и их настроение очень зависит от окружения. Достоевский дает картины закатов солнца для усиления эмоционального воздействия на состояние героя. Когда он записал свое известное «мир красотой спасется», он и имел в виду сильное эстетическое воздействие красоты на душу человека, на пробуждение в нем нравственных начал.
Лучшее время для экскурсий по городу Достоевского, как советовал автор книги «Петербург Достоевского» Н. Анциферов, «когда день клонится к вечеру перед закатом, с расчетом, чтобы закат пришелся на середину экскурсии. Наступающие медленно сумерки лучше всего помогут восприятию души города Достоевского…»
Вспомним некоторые упоминания закатов в романе:
«Небольшая комната… была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем…»
«Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца».
«Было часов восемь, солнце заходило».
«Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на отдельное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно от пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение».
«Он бродил без цели. Солнце заходило. Какая-то особенная тоска начала сказываться ему в последнее время. В ней не было чего-нибудь особенно едкого, жгучего; но от нее веяло чем-то постоянным, вечным,
- 9 -
предчувствовались безысходные годы этой холодной, мертвящей тоски… В вечерний час это ощущение обыкновенно еще сильнее начинало его мучить. «Вот с этакими-то глупейшими, чисто физическими немощами, зависящими от какого-нибудь заката солнца, и удержись сделать глупость!» – пробормотал он ненавистно».
«Вечер был свежий, теплый и ясный… Раскольников шел в свою квартиру, он спешил. Ему хотелось кончить все до заката солнца…»*
Солнце появится только в самом конце романа, в эпилоге. «Там, в необозримой солнцем степи», Раскольников освободится от кошмара убийства. Там станет восход солнца, возрождение… Это произойдет в Сибири. В Петербурге же Раскольников все время будет чувствовать себя «приговоренным к казни». Он пошел на преступление, чтобы освободиться, а оказалось, что сам загнал себя в угол. Его угнетает теперь не только собственная каморка, но и психологическое состояние тупика. Он бежит на улицу, но выхода ему не найти. Вот так он ходит по городу: «Он шел по тротуару как пьяный, не замечая прохожих и сталкиваясь с ними»; «Трудно было более опуститься и обнеряшиться, но Раскольникову это было даже приятно в его теперешнем состоянии духа. Он решитель ушел от всех, как черепаха в свою скорлупу»; «…по обыкновению своему, шел, не замечая дороги, шепча про себя и даже говоря вслух с собою, чем очень удивлял прохожих. Многие принимали его за пьяного…»; «Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им все более и более почти с каждой минутой: это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злое, ненавистное. Ему гадки были все встречные, – гадки были их лица, походка, движения. Просто наплевал бы на кого-нибудь, укусил бы, кажется, если бы кто-нибудь с ним заговорил…»*
Другое по теме:
Экономика
В результате непрекращающихся на протяжении более 20 лет военных действий экономика Афганистана пришла в полный упадок. Примерно четверть населения покинула страну, до сих пор на территории Пакистана ...
Независимые вятичи (XI век)
Для вятичей XI век - это время частичной и даже полной независимости. К началу XI века, область расселения вятичей достигла максимального размера и занимала весь бассейн верхней Оки, бассейн средней ...
Территориальная структура хозяйства
Новая Зеландия природа хозяйство Она достаточно проста: 2 экономических района, соответствующие двум главным островам. 1. Северный район несколько меньше по площади, но гуще заселен и более освоен.Гл ...