Научное изучение Приенисейского краяСтраница 2
Почти год, с 10 октября 1771 по 7 марта 1772 года, с 3 июля по 19 августа 1772 и с 21 сентября 1772 по 22 января 1773 года в Красноярске жил и плодотворно трудился П. С. Паллас (1741— 1811), крупнейший во второй половине XVIII века исследователь Сибири в области естествознания, член Петербургской Академии наук и профессор натуральной истории (см. рис. 7). Здесь он подготовил к печати две из трех частей своего «Путешествия по разным провинциям Российской империи», вышедших в Петербурге в 1783—1788 годах, начал объемистые книги «Описание растений Российского государства» и «Российско-Азиатская зоография», которые прославили имя ученого на всю Европу. В третьей части «Путешествия» под названием «Путешествие по Сибири, к востоку лежащей, даже до самой Даурии в 1772 году» в обеих ее составляющих книгах ученый поместил подробные очерки естественно-экономического состояния Красноярска и его уезда.
Много ящиков «собранных редкостей», в том числе семян редких растений, было отправлено из Красноярска в столицу, в Академию наук и Ботанический сад. Именно Паллас добился отправки в 1773 году из Красноярска в Петербург найденного казаком Медведевым на горе Немир громадного, более 40 пудов весом, очень редкого железно-каменного метеорита (ныне эта 580-килограммовая глыба, названная в честь ученого «палласовым железом», находится в метеоритном отделе Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана в Санкт-Петербурге). Сделав эту уникальную находку достоянием европейской науки, Паллас в значительной степени способствовал научной разработке теории метеоритов.
Красноярск во время пребывания в нем Палласа превратился в центр научного изучения всей Сибири, и особенно Восточной. Здесь ученый определял новые районы обследования, готовил нужное снаряжение, вел активную переписку с руководством Академии, иркутским и тобольским губернаторами. В Красноярске получили инструктаж и задания такие видные впоследствии российские ученые-академики, как автор первого отечественного учебника по естествознанию В. Ф. Зуев (1752—1794), отправленный весной 1772 года в низовья Енисея, и Н. П. Соколов (1748—1795), посланный в Забайкалье, а также студент С. М. Кашкарев, оставленный в Красноярске для описания флоры и фауны окрестностей города и всего Минусинского края.
Позже Кашкарев, передовой, прогрессивно мыслящий человек, много занимался изучением ботаники, этнографии и народной медицины. Уйдя со службы после 1787 года, он остался в Южной Сибири и внес большой вклад в изучение растительного и животного мира бассейна Среднего Енисея. Это засвидетельствовал известный знаток Сибири Г. И. Спасский, которому Кашкарев в начале XIX века передавал свои материалы.
Из знаменитых путешественников XVIII века, побывавших в Красноярске, в первую очередь следует назвать Витуса Беринга, руководителя Второй Камчатской экспедиции (см. рис. 8). Более полугода, с конца 1733 до середины июня 1734 года он прожил в городе на Енисее, организовывая закупку и доставку в Охотск хлеба, масла, пеньки и холста для нужд экспедиции. Красноярск в это время стал штаб-квартирой Великой Сибирской экспедиции. Из него шли промемории будущего капитан-командора в Енисейск, Иркутск, Охотск и Якутск, а также рапорты в Адмиралтейскую коллегию в Петербурге. Сюда же стекались ответные рапорты и донесения, доставлялись указы и промемории из центра.
Беринг добивался от Сената указа об устройстве регулярной почтовой дороги, которая связала бы столицу с самыми глухими уголками Восточной Сибири (позже ее назвали Московско-Сибирским трактом). Он же руководил обследованием трассы и устройством там почтовых станов и зимовьев. По сути дела знаменитый мореплаватель стал крестным отцом тракта, пересекшего с запада на восток всю территорию Приенисейского края. Эта самая длинная сухопутная дорога в мире оказала огромное влияние на дальнейшее развитие Красноярска и всего края.
Следует отметить, что красноярцев широко привлекали для обслуживания экспедиций. Через местных жителей целенаправленно собирались ботанические, зоологические, минералогические и этнографические коллекции. Многие городовые казаки строили экспедиционные суда, закупали и доставляли к Илимску и в другие места продовольствие и различные судовые припасы, были проводниками и непосредственными членами многих путешествий. Нередко именно от них зависел исход всего предпринятого дела.
Другое по теме:
Пищевое поведение человека и проблемы антропогенеза
Пища влияет на самые разные стороны биологии человека, в том числе на особенности его поведения. Традиции получения пищи — фундаментальная характеристика экономического и культурного уклада общества. ...
Культурные традиции Нижнего Тагила
Город родился как металлургический центр около горы Высокой, богатой уникальной железной рудой и другими ценными полезными ископаемыми. Рожденный в эпоху Петра I завод, а с ним и заводской поселок во ...
Древние легенды и современная реальность
Аркаим по-славянски значит город Медведя-Велеса (Арк - медведь). Велес – славянский бог богатства, власти, знаний, внук Единого Бога Славян – Рода. Согласно легенде Аркаим построила славянская богиня ...