Просвещение
Страница 1

Начало разложения феодализма дало новые импульсы для развития культуры.

Впервые организуется сеть общеобразовательных школ. Идеи просветителей и дворянских реформаторов становятся достоянием более широких слоев общества. Расширяется специальное образование.

Первая «специальная» школа, которую ввел еще Петр I для детей мастеровых и солдат, открылась в 1740 г. при Луказском казенном заводе. Учителем в ней был отставной капрал.

В 1759 году открылась латинская школа для обучения детей духовенства всех трех церковных заказов Енисейской провинции. В школу ходило до 30 учеников. Первым учителем являлся Григорий Скрябин, из бедных тобольских семинаристов, дьякон Красноярской соборной церкви. Обучая детей, он не ограничивался рамками программы, организовал театральный кружок и пытался ставить разного рода пьесы, часть которых сочинил и положил на музыку сам. С именем Скрябина, собственно, и свя­зывают начало литературной жизни Красноярска. В его сатире «О плеши» он подвергает резкой критике первого в истории города полицмейстера, родом из датчан. В другой его сатире под названием «Епиграммы о городе Красноярске» он с умеренно-просветительских позиций иронически обрисовал переполненное пьяным угаром житье-бытье местных обывателей, высмеивал их чванство, злоязычие, преклонение перед деньгами. В маленьком захолустном городке тяжко бедному образованному человеку — главный вывод автора. Написанные в подражательной М. В. Ломоносову манере, сатирические стихотворения разошлись в списках по городу, их обсуждали, переписывали и даже прилагали к доносам. Эти сатиры и явились причиной отрешения Скрябина от должности и перевода его в Енисейск, а затем в 1764г. — в полковые священники одного из западносибирских гарнизонных полков.

Общеобразовательные школы (малые народные училища) открываются в Енисейске и Красноярске в 1790г. В них обучались дети всех сословий. В Красноярске в трапезной Воскресенского собора начались занятия Красноярского малого народного училища, которое в первый год посещали 100 мальчиков и девочек. Первые два года это была самая крупная в Сибири общеобразовательная школа. Присланный из Барнаула учитель Никита Звонников и его помощник из коренных красноярцев Матвей Тюменцев трудились много и самоотверженно. Когда Звонников умер, то директору народных училищ Колыванского наместничества писали из Красноярска: «Не токмо жители здешние, но и кочующие вблизи татары познали уже цену нового образа учения, и для умершего учителя, любимого всеми, соорудили в благодарных сердцах памятник».

Значительное распространение получило домашнее обучение. Так, в 1781 году городовой магистрат заказал для горожан в книжной лавке при Российской Академии наук 150 букварей и 50 апофегмат (сборников нравоучительных историй). Появились в городе и первые учебные заведения специального, а позже общеобразовательного типа.

Благодаря развитию в XVIII веке книгопечатания расширился круг чтения горожан. По свидетельству ученого путешественника Д.Г. Мессершмидта, в 1723 году в Красноярске читали первую российскую газету «Ведомости». По инициативе медика и просветителя Степана Михайловича Кашкарева, участника академических экспедиций И. П. Фалька, П. С. Палласа и И. Г. Георги, в апреле — июле 1784 года в городе была основана первая в России уездная публичная библиотека.

Кашкарев Сергей Михайлович (1753—после 1820-х) просветитель, врач. Уроженец Петербурга, был сыном сержанта, учился в гимназии при Российской Академии наук, поступил в экспедицию И.Ф. Фалька, затем работал по поручению Палласа с 1784г. занимался изучением этнографии, народной медицины, растительного и животного мира Приенисейского края. До 1783 года он был переводчиком в Академии наук и одновременно — корректором ее типографии. После ссоры с Е. Р. Дашковой, новым президентом Академии, Кашкарев уезжает с семьей в Сибирь и определяется исправником в Красноярск. В апреле 1784 года он подарил 20 книг и один эстамп будущей городской школе.

Частично сохранившаяся копия книжной «росписи» показывает, что красноярцы получили преимущественно книги естественно-географического, исторического и нравоучительного содержания. Среди них были труды М. В. Ломоносова, путевые записки российских академиков И. И. Лепехина и С. Г. Гмелина, первый оригинальный русский учебник по географии, книги по датской и китайской истории. Научно-художественную периодику представляли три выпуска «Академических известий», каждый номер которых впервые стали выпускать в издательской обложке. Среди ху­дожественной литературы были перевод «Иудейской войны» Иосифа Флавия и поэма И. Ф. Богдановича «Сугубое блаженство», написанная в 1765 году с прогрессивных в то время позиций раннего просветительства. Педагогические вопросы освещались в переводной работе знаменитого античного автора Плутарха Херонейского «О детоводстве». По решению городового магистра и ратуши подаренные книги выдавали «всем охотножелающим под роспись», а для их хранения в присутственной комнате магистрата был сделан «нужной пропорции шкаф».

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Памятники первобытной культуры на территории Дальнего Востока. Центры наскального рисунка
В неолите у племен Приамурья и Приморья выявилось яркое, самобытное искусство. Оно проявилось не только в оригинальной орнаментике на глиняной посуде, но и в рисунках на камнях. Известно несколько «к ...

Геоэкологические аспекты развития эволюции геосистем Прикаспия
Доля промышленности в ВВП России — 37 % (2009 год). По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста промышленного производства (5, 8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки» ...

Международная экономическая интеграция. Региональные и отраслевые экономические группировки
На современном этапе развития экономики международное разделение труда происходит вглубь, приобретая новый формы и виды. Сращивание отдельных хозяйств мира произошло по причине углубления международн ...