Обзор литературыСтраница 3
В 1970-ом в интересном свете на сокольское движение взглянул филателист Иржи Неквасил, один из авторов журнала «Чехословацкий знаток», официального ежемесячника американского Чехословацкого филателистического общества. В своей статье «“Сокол” в почтовых материалах» он отмечает, что сокольское движение было изображено на множестве выпущенных марок, специальных гашениях и штампах. Так, в 1887 году был создан ряд открыток для так и не состоявшегося слёта, которые были запрещены, т.к. призывали к официальному признанию чешского языка. В 1908 году были выпущены специальные штампы якобы в честь 60-летия правления Франца-Иосифа II, которые тоже были запрещены. Специальные гашения были выпущены к пражскому слёту 1912 года. Множество подобной продукции появилось в межвоенный период. В социалистические времена (после 1948 года) её выход стал угасать и прекратился в 1952 году. Подобная ситуация характерна и для югославянских земель: редчайшие экземпляры имели хождение до Первой мировой войны и множество в межвоенный период. Существуют материалы подобного рода из Германии и Франции до Первой мировой войны, а из США – после Второй мировой войны.
В 2003 году английская исследовательница Клэр Нольте опубликовала монографию ««Сокол» в чешских землях до 1914 года. Воспитание нации». Содержание этой книги известно нам благодаря рецензии, написанной американским исследователем Синтией Пейсес. Это исследование претендует на то, чтобы закрыть пробел в исторической науке, вызванный, по мнению автора, отсутствием фундаментальных работ по этой теме. Исследовательница ставит вопрос о том, почему эта организация достигла невероятной массовости. Она пишет, что в отличие от аналогичных движений во Франции и Германии, чешское сокольство было не ответом на военную угрозу, а попыткой приспособить растущее самосознание чехов для политических задач. При этом автор опирается на концепцию небезызвестного Мирослава Гроха, выделившего три стадии развития национализма малых наций Европы (1 – формулирование идей национальной идентичности на уровне отдельных учёных, 2 – восприятие этих идей местными элитами, 3 – массовая политика). В свою очередь Нольте отмечает, что Грох и другие исследователи больше писали о второй стадии, тогда как её тема относится к третьей.
Сокольское движение определяется как тестовая площадка для ряда идей относительно нации: инклюзивность («Каждый чех – «сокол»!»), в том числе по отношению к немцам или онемеченным чехам и женщинам, антисемитизм, антикатоличество, а затем и милитаризм, культ мужской силы. Исследователь обращает внимание также на социальные моменты: несмотря на многочисленный состав сокольских организаций, их возглавляли исключительно представители буржуазии. Рецензент отмечает, помимо всего прочего, тщательность исследования, обилие ссылок. Однако не всё её удовлетворяет, в частности, отмечается, что, несмотря на присутствие ссылок на работы германиста Джорджа Мосса «Национализм масс…» и «Национализм и сексуальность…», использование его методов по исследованию торжеств, памятников и символики и усвоения национализма массами следует расширить, как и использование методов британских исследователей Патрика МакДевитта, Кит Сендифорд и Браена Стоддарта.
Упомянутая исследовательница Клэр Нольте вместе с Джорджем Кирхом и Отелло Гаррисом была также одним из редакторов «Энциклопедии этничности и спорта в США», в которой есть статья про «Словацкое гимнастическое общество "Сокол"», основанное в 1896 году. Первые же словацкое сокольское общество было основано в 1892 году в Чикаго, в 1893 – в Нью-Йорке, в 1895 – в Бриджпорте (Коннектикут). Последние два объединились в вышеназванное центральное общество, тогда как чикагское отказалось сделать это, осуждая совмещение в рамках этого объединения собственно спорта и страхового дела. В то время как в Словакии выражение национальной гордости было под запретом, отмечают исследователи, американский «Сокол» стал центром не только словацкого спорта, но и всей их национальной культуры. Выпускалось ежемесячное издание «Словацкий Сокол» (затем «Сокол Таймз»). Также сообщается, что в 1905 году словацкое сокольское общество города Пассаик (Нью-Джерси) пыталась добиться официального признания католической церкви, но ему было отказано в этом, так как в «соколы» принимали, согласно установлению Тырша, всех славян. Тогда местное общество было переформировано в «Католический Сокол города Пассаик», к последнему примкнул ряд других обществ.
Наконец, Клэр Нольте является автором статьи «Один за всех и все за одного! Союз сокольских обществ и крах неославизма», изданной в сборнике «Создавая нации в Центральной и Восточной Европе». В статье описывается распространение сокольских обществ сначала по территории Австро-Венгрии, затем – других стран со значительным славянским населением. Отношения между сокольскими организациями были отнюдь не гладкими с самого начала, если чешские и южнославянские «соколы» были настроены русофильски, то австрийские поляки занимали противоположную позицию. Большое значение имел первый слёт 1882 года. Объединение сокольских обществ со всех славянских стран было заветной мечтой Мирослава Тырша, но осуществилось оно только в 1908 году, и просуществовал такой единый центр недолго.
Другое по теме:
Досоветский период
На начальном этапе исследования культуры даг народов, главным этнодифференцирующим признаком был язык.[1-73] Но также необходимы были знания в области военного потенциала. Разделив народы по языку и ...
Фауна Крымских гор
Так как крымская степь переходит в область предгорий, повышаясь постепенно, то между ними нельзя установить резкой границы, как равно и резко расчленить их животный мир. Лишь фауна Южного берега резк ...
Фольклор
Цыганский фольклор очень разнообразен, на него оказал и оказывает культурное влияние фольклор окружающих народов. Тем не менее, у большинства цыган это влияние не привело к потере уникальности фолькл ...