Статьи » Традиционная культура юкагиров » Жилище и традиционная одежда юкагиров

Жилище и традиционная одежда юкагиров

Древнее жилище юкагиров – пирамидальная полуземлянка (чандал) с каркасом из четырех столбов, оплетенных корнями деревьев, с четырьмя поперечинами, на которые клали плоскую крышу, крытую дерном. Остовы этих жилищ сохранились к приходу русских. Таежные юкагиры жили в конических чумах (нума), крытых зимой ровдугой, летом – лиственничной корой. Остов чума составляли четыре жерди, скрепленные по кругу тальником в пять-шесть рядов, и квадратная рама вверху. На жерди каркаса опирались 20–30 тонких жердей. Пол устилали ветками и покрывали шкурами, иногда над постелями подвешивали матерчатые пологи. Чум отапливали разложенным в центре очагом, над ним устанавливали две поперечные жерди (иэкэтын) для подвешивания котлов, чайников, просушивания одежды, вяления рыбы и мяса. Известны были также большие срубные юрты, подобные якутским, с плоской или конической крышей из шестов и коры. У эвенов юкагиры заимствовали цилиндроконические чумы. Хозяйственные постройки – срубные лабазы, амбарчики на высоких столбах с двускатной крышей и лестницей – бревном.

Традиционная одежда юкагиров близка к эвенской. Она включала распашной кафтан, нагрудник, штаны, головной убор, перчатки. Летнюю одежду шили из ровдуги, зимнюю – из меха оленя, в тундре носили двойную. Мужской и женский кафтаны кроили в талию с двумя клиньями по низу спинки, образующими внутреннюю складку – в отличие от эвен, кафтана, имеющего сзади широкую внешнюю складку. По этой особенности кроя соседи называли юкагиров «людьми с хвостами куропатки», а эвенов – «людьми с хвостами гагары».

Меховые кафтаны (махил) золотисто-коричневого или серого цвета украшали мехом нерпы-белька красного цвета, летний ровдужный кафтан (наймэкэ) отделывали по полам и подолу вышивкой подшейным оленьим волосом красного, черного и белого цветов. К верху спинки мужских кафтанов пришивали свисавший до земли, раздваивавшийся на конце хвост из тюленьего меха, крашенного настоем ольхи или тальника в красный цвет (каси енгур, куриль). На женских кафтанах два таких хвоста пришивали по бокам, над клиньями. Под кафтан надевали нагрудник (летний – нгеун, зимний, меховой, – ниниэдабун), под нагрудник иногда зимой поддевали заячью шкурку. Воротником для мужчин служил шарф из лисьих хвостов, для женщин – из беличьих.

В тундре в большие морозы женщины ходили в коротких штанах-натазниках с нагрудником. Мужчины носили летом ровдужные штаны (уо), зимой – меховые (харо). Зимой надевали заимствованные у чукчей меховые глухие кухлянки с капюшоном, поверх – ровдужные камлейки. Зимнюю обувь (нюмбуа мурэ) шили во всю дл. ноги из камуса оленя или лося, в холодное время внутрь надевали меховые чулки (нонхаар мурэ, муруду). Летняя ровдужная обувь – до колен, башмаковидного покроя.

Головной убор – капорообразный меховой чепец, выкроенный из трех частей: центр. полосы и двух фигурных боковых. Его украшали тканью или меховой опушкой, шов прошивали красным кантом. Перчатки пятипалечные ровдужные отделывали полосками красной и черной ткани, вышивкой подшейным оленьим волосом белого и красного цветов.

Праздничную одежду украшали разноцветным мехом, суконными оторочками, вышивкой оленьим волосом, реже бисером, металлическими подвесками и бляшками. Особенно ценились круглые серебряные бляхи – «грудное солнце» – на женских нагрудниках, их передавали по наследству. Мужчины подпоясывали кафтаны кожаными поясами (йуо тэгэ) с сумкой для табака и ножом в ножнах. Охотники носили пояс (калбу) с ножом, трутницей, мешочками для пороха, сушеного мяса и табака. Зимой надевали снеговые очки. Мужчины заплетали волосы в косу, к ней привязывали железную бляшку или несколько ниток бисера, женщины заплетали множество косичек с нитками бисера, медными кольцами, нитками жемчуга. Погребальный комплект: кафтан с тремя меховыми хвостами и островерхая шапка – куратли (что соответствовало остроконечной голове мифического предка). В XIX в. распространенная летняя одежда из ткани якутского и русского типа – рубахи и платья с отложным воротником.


Другое по теме:

Хозяйственно- культурные контакты народов края
К концу века углубились отличия хозяйственно-бытового уклада жителей северной зоны и южных районов. Так, немногочисленные русские жители внутреннего Таймыра на Хатанге, Пясине и Боганиде глубже воспр ...

Религия
Испокон веков религия была неотъемлемой частью жизни итальянского общества. Даже при диктатуре фашистов Муссолини в 1929 году католицизм был признан государственной религией. Государство было официал ...

Показатели смертности населения Тверской области
Тверская область занимает первое место среди регионов ЦФО по уровню смертности. Если в среднем в регионах Центральной России коэффициент смертности – 14 человек на тысячу населения, то в Верхневолжье ...