Верования юкагировСтраница 1
Верования юкагиров включают культ природы, промысловые обряды, шаманство. Согласно фольклору вселенная делится на верхний – небесный мир (пудоол лэбиэ), средний – земной мир (ордьоол лэбиэ) и нижний – подземный мир. Их связывает мировая река; чтобы попасть в нижний мир, шаман или герой плыл на лодке вниз по течению реки.
Верхний мир населяли божества, они помогали людям в промысле, оберегали от болезней и бед, наказывали за дурные поступки. Наиболее почитались божества неба и солнца. Главного небесного бога называли Хойл (бог, икона), так же называли куклу-идола или череп шамана предка. Вероятно, представление о Хойле переплелось у юкагиров с представлением о христианском Боге. Средний мир населяли духи-хозяева. Главными считались хозяин земли – Лэбиэн-погиль, пресной воды – Оджин-погиль и моря – Чобун-погиль. Им подчинялись хозяева гор – Пиен-погиль, леса – Йолин-погиль, а также хозяева тундры, заливов, рек, озер, животных (оленей – Толон-мойе, лосей – Пиедьен-мойе, зайцев – Чольгорон-мойе и др.). Особое место занимали хозяин огня – Лочин-погиль, хранитель семейного очага, покровитель семьи; образы матерей природы: солнца – Йэльоодьэ эмэй, огня – Лосид эмэй, неба – Кужууд эмэй, земли – Лэбиэд эмэй, леса – Шаад эмэй, воды – Ооожиид эмэй, реки – Унууд эмэй и др. Были развиты культы лося, осетра и т.п Важную роль играл культ медведя, известны мифы юкагиров о браке женщины и медведя. Кости промысловых животных складывали в анатомическом порядке и хоронили на специальных лабазах или деревьях, совершая при этом магические действия и заговоры. Перед весенним промыслом лося или оленя устраивали обряд очищения – проходили через арку из двух деревьев с перекладиной, на которую вешали шкурки белки, зайца, лисицы, украшения, разноцветные тряпки, ленты, окрашенный мех оленя и др.; приносили жертвы хозяевам тайги, земли и данной местности. Весной, когда на реках вскрывался лед, женщины и девушки бросали в воду бисер – в подарок детям хозяина реки. Старым деревьям жертвовали ленты, тряпочки, деньги и пр. Перед промыслом совершали обряд кормления огня. С домашним очагом связывались запреты: нельзя было проходить между очагом и главой семьи, давать огонь из очага посторонним и т.д.
Нижний мир вселенной представлялся многослойным, его верхний слой населяли мертвые, предки (айбии); нижний слой – сказочные старики и старухи – людоеды, среди них птиценогий великан Кожэ-ерге, дух болезни, старуха Элэ Дулбэн и др., а также злые духи (кукуль), черти (ньаньулбэн, элйэдулбэн) и их глава – старик Острая голова – хозяин нижнего мира, мифический предок юкагиров, впоследствии отождествленный с Сатаной. По представлениям юкагиров, неподвижные предметы материального мира имели одну душу (айбии), человек – три души. Одна живет в голове, если человек заболевает, она уходит в нижний мир к предкам, испуганная вхождением в тело злого духа, и может вернуться под влиянием действий шамана; вторая душа находится в сердце, от нее зависит жизнь человека; третья пронизывает все тело человека, как его двойник отбрасывает тень на землю. Душа умершего имеет несколько возможностей для нового рождения: либо сразу воплотится в новорожденного, либо станет растением и лишь через определенное время возродится в младенце. Близкому родственнику достаточно оказаться рядом с душой умершего, и она вселится в него. Хоронили покойников головой на юг, у могил совершали жертвоприношения, ставили идолов.
Календарный год у юкагиров делился на 13 лунных месяцев. У нижнеколымских и анюйских юкагиров в конце XVIII в. март назывался чингле (охотничий), апрель – палпаша (почковый), май – кутье (вскрытия рек), июль – няба (осенний), август – ончу, онджи (водяной), сентябрь – чакам (рыбный) и т.д.
Другое по теме:
Охрана воздушного бассейна
Проблема обеспечения чистоты атмосферного воздуха приобрела для Туркменистана важное социальное государственное значение. Так 13,9 % общей суммы затрат на охрану окружающей среды и рациональное испол ...
Кугультинов
Давид Никитич Кугультинов (наст. имя Кугультин Дава, калм. Көглтин Дава; 13 марта 1922, селение Абганер Гаханкин Западного улуса Калмыцкой автономной области; ныне — село Эсто-Алтай Яшалтинског ...
Транспортный комплекс Брянской области
Область имеет исключительно выгодно транспортное положение, так как расположена на пересечении путей из России в страны СНГ и изрезана железнодорожными и автомобильными путями, связывающими Россию с ...