Обычаи, обряды, праздникиСтраница 1
В общественной и семейной жизни азербайджанцев до начала XX века сохранялись многочисленные пережитки полуфеодальных, полупатриархальных отношений. Согласно этим представлениям глава семьи был полновластным хозяином в семье и доме. Он распоряжался всем движимым и недвижимым имуществом семьи за исключением приданого жены, что оговаривалось в брачном договоре. Он же представлял семью в сельском обществе, где главенствующую роль играли старики селения - аксакалы. Аксакалы решали все дела на основе адата (обычного права) и шариата (мусульманского права). Женщины и молодёжь не имели права присутствовать на этих собраниях.
Строгое подчинение младших старшим и женщин мужчинам господствовало и в семейных взаимоотношениях. Напримёр, в случае смерти отца сын получал вдвое большую часть наследства, чем дочь.Но при жизни отца - главы семейства - даже взрослый сын не имел права голоса в семейных вопросах и не смел возражать ни в чём отцу или деду. Замужние женщины подчинялись старшей хозяйке дома - бабушке, матери мужа. Особенно тяжёлым было положение невестки. Она обязана была избегать всех мужчин в доме, не имела права входить в комнату, где находились старшие члены семьи. Обычно она находилась на кухне. Вечером перед сном невестка (а при её отсутствии - дочь) обязана была мыть ноги всем мужчинам, вернувшимся с полевых работ. Без разрешения мужа или старшей женщины невестка не имела права даже навестить своих родителей, выйти в сад, сходить к соседям. При старших она должна была концом своего головного платка прикрывать всю нижнюю половину лица. При выходе на улицу женщина-азербайджанка обязана была надевать поверх платья особую накидку-чадру, которая скрывала её фигуру с ног до головы. Только после установления Советской власти все эти (и другие подобные им) устаревшие обычаи были постепенно изжиты. В настоящее время жёнщины-азербайджанки полностью равноправны с мужчинами и успешно трудятся во всех отраслях общественной жизни и производства. Сейчас женщины являются директорами фабрик, председателями колхозов, инженерами, агрономами, врачами, педагогами, многие женщины награждены орденами и медалями.
Перемены, происшедшие в общественном и семейном быту, способствовали изменению многих прежних обычаев и обрядов, в том числе свадебной обрядности. Многоженство, которое раньше было узаконено шариатом и нередко практиковалось среди зажиточной части населения, в настоящее время полностью изжито. Исчезли и такие обычаи, как «люлечное обручение», когда девочки сватали уже в колыбели, неравные браки, в частности, выдача молодых девушек замуж за стариков, заключение брака вопреки желанию молодых, калым - выкуп за невесту и тому подобное. Вместе с тем в свадебной церемонии сохранились многие традиционные обряды, которые теперь приобрели иной смысл и содержание.
Особенно красиво в наши дни обставляется обручение, обряд одевания невесты в день свадьбы, перевоз её в дом жениха. Молодые теперь нередко принимают участие в свадебном застолье, что раньше считалось совершенно недопустимым. Наряду с этим во время свадьбы в настоящее время по-прежнему соблюдаются многие старинные обряды и правила, корни которых восходят к далёкому прошлому.
В народе долго сохранялись разного рода обряды и поверья, связанные с прежними языческими верованиями. В период с 21 февраля по 21 марта, когда начинала просыпаться от зимней спячки природа, вечером накануне первой среды: разжигали костры и прыгали через огонь. В четвёртую среду этого периода праздновали Новруз-байрам - Новый год. В этот день рано утром ходили к реке, водяной мельнице, где устраивали гулянья - танцевали, скакали на лошадях, прыгали через воду, угощали друг друга сладостями, поздравляли. Считалось, что всё это приносило изобилие в дом, ограждало от бед и несчастий.
Другое по теме:
Напитки
Что такое «белый квас»? Квас очень широко использовался в XVIII в. при приготовлении, в частности, крестьянской пищи, не говоря о том, что был важнейшим и часто единственным напитком и заменял чай. Б ...
Фольклор
Первые записи устного народного творчества крымчаков были сделаны самими крымчаками. С середины XIX столетия в моду вошли рукописные сборники "Джонка", форма которых распространялась среди ...
Мероприятия направленные на выявление теневой деятельности в субъектах
Российской Федерации
Борьба с теневой деятельностью в экономике и её последствиями постоянно проводится на территории Российской Федерации. Проблема минимизации экономической преступности требует на сегодняшний день комп ...