Под эгидой музыкального обществаСтраница 1
В 1859 году в России усилиями страстных пропагандистов искусства и талантливых организаторов во главе с А. Г. Рубинштейном возникло Русское музыкальное общество (РМО). За немногие годы оно добилось открытия нескольких консерваторий (начиная с Петербургской и Московской), музыкальных училищ и музыкальных классов. Одновременно налаживалась систематическая концертная работа в крупных культурных центрах. (Активная деятельность РМО всколыхнула всю страну, усилив повсюду интерес к музыке и музыкальному образованию.
Вероятно, не без влияния РМО возникло летом 1885 года и Астраханское музыкально-драматическое общество. Однако его основателями и членами в первые годы были исключительно титулованные или другие знатные особы, проживавшие в то время в городе. Такой состав руководителей сузил задачи, выдвинутые обществом, и обусловил односторонний характер их выполнения.
В каждом сезоне общество проводило до десятка мероприятий, именовавшихся чаще всего очередными вечерами или литературно-музыкальными собраниями. Это были закрытые любительские концерты, на которые члены общества приводили гостей по своему усмотрению (посетителей насчитывалось до 3000 в год). Основными исполнителями были сами же члены общества, но обычно приглашались и профессиональные артисты. Помимо сольных номеров (преимущественно вокальных практиковались выступления хоровых и инструментальных коллективов. Так, в первые годы при обществе существовал небольшой любительский хор. Руководил им А. И. Канжинский, до этого возглавлявший хоровые и оркестровые коллективы в Москве, Казани и Самаре. Он принимал участие в концертах как солист-скрипач, а также дирижировал оркестром стоявшей в городе части терских казаков. Состав этого оркестра пополнялся любителями, что давало возможность выступать с симфоническими произведениями (исполнялись оперные увертюры Глинки) добавим, что музыканты-любители образовали также камерные инструментальные ансамбли — трио и квартеты. Однако публичные концерты с открытым доступом для всех желающих организовывались не чаще одного раза в сезон и не каждый год. Посещались они плохо, причиной был их невысокий художественный уровень. Развитие концертной деятельности требовало организации на месте музыкального образования и привлечения в Астрахань музыкантов-профессионалов из других городов.
Открытие музыкальных классов, предусмотренное в уставе общества, переносилось с года на год из-за отсутствия средств. Поскольку для этой цели недоставало членских взносов, а устраивавшиеся концерты не приносили дохода, то лишь возлагались надежды, что когда-нибудь заявятся несколько добровольных членов-покровителей и внесут согласно уставу не менее 500 рублей каждый. Однако среди местных рыбопромышленников и купцов, многие из которых наживали несметные богатства, не было меценатов, готовых пожертвовать сумму.
Бескорыстную помощь столь важному начинанию оказали гастролировавшие в Астрахани профессиональные музыкальные коллективы. Так, гостившая здесь в мае 1889 года капелла известного певца и хорового дирижера Д.А. Агренева-Славянского, приехавшая с популярными в то время программами «Русских концертов», дала выступление в зимнем театре в фонд астраханских музыкальных классов. В августе украинская музыкально-драматическая труппа под руководством видного писателя и театрального деятеля М. П. Старицкого закончила свои гастроли в саду «Аркадия» сборной программой, весь доход от которой был передан в тот же фонд. К этим благородным поступкам прибавились, наконец, и пожертвования частных лиц (в первую очередь рыбопромышленника Ф. И. Базилевского). В сентябре 1889 года долгожданные музыкальные классы открылись.
Другое по теме:
Типологизация регионов
Построение типологий (или типологических группировок) регионов важно как для системного описания и диагностики социально-экономического положения регионов, так и для осуществления задач государственн ...
Развитие Уральского экономического района
Уральский экономический район (УЭР) имеет площадь 824 тыс. км2 (4,8% территории России). Отрасли главной специализации Уральского района входят в состав ТЭК, металлургического и машиностроительного п ...
Менталитет
В то время как большинство итальянцев трудолюбиво и очень упорно трудится, при посещении страны постоянно складывается ощущение, что у всех каникулы! Однако это не совсем так - большинство местных жи ...