Статьи » Музыкальная культура Астрахани » Астраханская консерватория

Астраханская консерватория
Страница 2

С 1984 года действует оперная студия. Ее первые работы — «Евгений Онегин» и особенно «Царская невеста» — обнадежили светлой перспективой— студенты будут получать в студии практическую подготовку, а горожане смогут периодически слушать оперу в течение всего зимнего сезона.

Исключительно ярким, запоминающимся событием оказалась поставленная студией к 40-летию Победы над фашизмом опера К. Молчанова «Зори здесь тихие», каждое исполнение которой вызывает глубокое волнение аудитории. В числе сравнительно недавних работ – «Алеко» Рахманинова, первое исполнение в Астрахани произведения Пуччини «Джанни Скикки», вечер классической оперетты. Назрели условия для того, чтобы студия устраивала оперные спектакли регулярно в течение всего сезона. Такую задачу поставил перед коллективом его музыкальный руководитель Ф. Я. Сепкулов.

Концертный зал консерватории помимо выступлений педагогов и студентов широко используется и областной филармонией. Здесь частыми гостями являются гастролеры — инструменталисты и вокалисты, чтецы. С конца 1975 года систематически проводятся также концерты органной музыки.

Астраханская консерватория уже в первые годы своей работы стала местом композиторской деятельности на профессиональной основе. Наличие высококвалифицированных исполнителей (пианисты Г. Бескровная, Е. Винокурова и Л. Круглова, органистка Е. Базова, скрипач В. Шубный, виолончелистка Н. Захарян, флейтист Я. Левицкий, гобоист В. Пахомов и другие), обладающих чуткостью к современной музыке независимо от сложности ее языка, способствует звучанию в концертном зале и вне его новых произведений, созданных консерваторцами. Их творчеству был посвящен пленум Волгоградской композиторской организации, впервые состоявшийся в Астрахани в апреле 1974 года. По его итогам два педагога консерватории были приняты в члены Союза композиторов.

Впоследствии астраханцы не раз выступали на творческих пленумах у себя в городе и в Волгограде, их произведения звучали в Казани, со сцены Всесоюзного Дома композиторов в Москве. А. И. Блинов — педагог кафедры теории и истории музыки — является автором многих опусов академического плана, созданных в самых различных жанрах. Им написаны произведения крупной формы для фортепиано, органа, флейты, гобоя, контрабаса, для камерных ансамблей различного состава, вокальные циклы. Ю. П. Гонцов — педагог кафедры народных инструментов — создал ряд крупных форм: концерт для фортепиано с оркестром, сонату для скрипки и фортепиано, вокальные и хоровые циклы. Примечательны его сочинения для баяна, домры, балалайки — возможности этих инструментов в сольном и оркестровом звучании он отлично знает и реализует в своем творчестве. Оба композитора периодически выступают с отчетными концертами.

Благотворное воздействие консерватории на музыкальную культуру Астрахани сказывается, несомненно, и в том, что непосредственно при этом учебном заведении складываются стабильные коллективы любителей музыкального искусства — певцов и инструменталистов, достигшие высокого художественного уровня. Нелегкая работа по их созданию ведется едва ли не с момента открытия вуза.

Так, с 1970 года при Астраханской консерватории постоянно занимается городская хоровая капелла. Это коллектив преимущественно академического плана, демонстрирующий отличные образцы многоголосного пения без сопровождения, высокую вокальную культуру. Руководят капеллой ведущие хормейстеры — педагоги консерватории (особо плодотворным был период управления Л. П. Власенко).

Значительную роль среди самодеятельных оркестров народных инструментов играет городской любительский коллектив, образованный при консерватории в 1970 году. Постоянно пополняется его репертуар, проводятся специальные лекции для участников оркестра, устраивается посещение ими выступлений гастролеров. Под управлением Ю. В. Носкова оркестр выступает в Домах культуры, участвует в концертах на сценах консерватории, филармонии и театров, играет на телевидении и радио, на открытых летних площадках. В 1985 году этот коллектив и его руководитель были награждены дипломами Союза композиторов СССР и оргкомитета Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества, посвященного 40-летию Победы.

Было бы преждевременным утверждать, что Астраханская консерватория уже достигла вершины развития и полностью осуществляет свои задачи в сфере музыкальной культуры. И сегодня, на наш взгляд, уже должно быть четко определено место консерватории в деле повышения уровня преподавания музыки в общеобразовательных школах. Непочатым краем деятельности вуза остается методическая помощь любительским хорам и оркестрам, особенно вне областного центра.

Вместе с тем наличие в Астрахани консерватории служит залогом того, что при возникновении необходимых условий удастся решить даже самые сложные проблемы, связанные с дальнейшим развитием музыкальной культуры. Будущие профессиональные музыкальные коллективы любого уровня окажутся во многом обеспечены квалифицированными кадрами вокалистов и инструменталистов. Благодаря консерватории приобретает черты реальности создание симфонического оркестра и музыкального театра. И надо полагать, что эта давняя мечта нескольких поколений астраханцев со временем станет действительностью.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Казахские народные праздники
Наурыз 21/22 марта. Совпадает по смыслу и дате со славянками «журавлями» Первый праздник, который берет свое начало еще в доисламской истории казахов, или праздник Весны, приходящийся на день весенне ...

Общая характеристика Западно-сибирского экономического региона
Западно-Сибирская равнина — одна из немногих физико-гео­графических стран, границы которых отчетливо выражены в рельефе. Ее рубежами на западе являются восточные предгорья Урала. На востоке равнина о ...

История развития сельского хозяйства на Северном Кавказе [4]
Садоводство на Дону не было той отраслью сельского хозйства, которое бы быстро прогрессировало и приобретало все более товарный характер. На возделываемых площадях с 70-х гг. в основном располагались ...