Этапы этнической истории Астраханского краяСтраница 2
· VII-X вв. - эпоха Хазарского каганата.
Вскоре влияние каганата распространилось почти на всё Северное Причерноморье и Крым. Племенной союз начал превращаться в сложно устроенное государство. В состав каганата входили как степные пространства с кочевым населением, так и оседлые области - Предкавказье, Крым, Приазовье, Дон. Столичные города - Беленджер и Семендер - располагались на территории предгорий в нынешнем Дагестане. С VIII в. столичным центром Хазарии, вследствие араб о-хазарских войн за Кавказ и поражения хазар, стал нижневолжский регион. Именно здесь возникла новая (и последняя) хазарская столица - г.Итиль, до сих пор точно не локализованный археологами. Основным населением Хазарии были тюркоязычные хазары и булгары и ираноязычные аланы, которых объединяют в археологическую салтово-маяцкую культуру., В Итиле проживало многонациональное население (помимо, естественно, трёх «саятовских» народов, также арабы, евреи, славяне и др.), имелись мусульманские мечети, христианские храмы, иудейские синагоги. Кроме того, в городе жило много тюрков-язычников.
· XI - первая треть XIII вв. - домонгольский период.
В Нижнем Поволжье в это время известен город Саксин, или Саджсин (возможно, возникший на месте прежнего Итиля, разрушенного в 965 или в 968 г. киевским князем Святославом), в котором проживали тюркоязычные огузы (или гузы), хазары, булгары, ираноязычные аланы, часто бывали арабские и славянские купцы и др.
· «Золотая Орда» – XIII-XV вв.
В золотоордынский период истории Нижнего Поволжья основную массу населения городов и степи составляли тюркоязычные кипчаки. Завоеватели-монголы достаточно быстро растворились в массе своих тюркских подданных. С XIV в. за тюрко-мусульмансюш1 населением Золотой Орды, шти Улуса Джучи, закрепилось собирательное и объединяющее название «татары». В городах же Золотой Орды, в частности, в столице джучидской империи г. Сарай (Сарай ал-Махруса - «Дворец Богохранимый», или Сарай-Бату ~ совр. Селитренное городище в Харабадинском районе Астраханской области) проживало многонациональное население, представленное, помимо собственно монголов и кипчаков, русскими, арабами, армянами и др. Кроме Сарая, в регионе находились и другие значительные золотоордынские города (например, на месте нынешнего райцентра Красный Яр и у пос. Комсомольский в Красноярском районе). Важным в религиозном плане для всей Золотой Орды был комплекс ханских мавзолеев около нынешнего пос. Лапас в Харабалинском районе. В дельте Волги известны Чёртово городище в Икрянинском районе, поселение Мошаик на северо-восточной окраине Астрахани, поселение и ремесленный центр на буграх Тумак-Тюбе и Хан-Тюбе в Приволжском районе, поселения и могильники на буграх южнее сёл Икряное, Маячное, Началово, Татаро-Башмаковка, Килинчи, Видимо, благоприятные природные условия дельты Волга, заливные луга, на которых можно было выпасать скот, плодородные почвы, пригодные для земледелия, привлекали сюда население. Золотая Орда была государством с развитой экономикой, основу которой составляли доходы от обеспечения торговли по Великому Шёлковому пути из Азии в Европу и по Волжскому торговому пути.
· 1459-1556 гг. – Астраханское ханство.
После распада Золотой Орды на территории региона образовалось одно из постзолоордынских государственных образований - Астраханское ханство со столицей в г. Хаджи-Тархан (совр. городище Шареный Бугор в 11-12 км выше Астрахани). Оно возникло ок. 1459-1460 гг. (хотя есть мнение, что о самостоятельности ханства можно говорить только с 1502 г. ) и было присоединено к Российскому государству в 1556 г. Основным населением ханства, как это следует из источников, были тюркоязычные «татары».
· Середина XVI - XVII вв. – Русская Астрахань.
После завоевания Астраханского ханства русские в 1558 г. основали на левобережье Волги новую Астрахань. Первым и основным населением Астраханской крепости были русские стрельцы и донские казаки. Однако, по мере роста города в конце XVI - первой трети XVII в. и возникновения его новых частей - Белого и Земляного «городов», в Астрахани стало появляться многонациональное население - служилый, торговый и ремесленный .люд: собственно русские, юртовские ногайские татары, армяне, персы, индийцы, «бухарцы» и «хивинцы» - выходцы из Средней Азии (Бухарского и Хивинского ханств), немцы и др. В низовье региона в этот период возникают первые поселения русских крестьян-переселенцев, занимающихся, в основном, рыболовством (так называемые «ловцы»). Стенные пространства заселяют полукочевники-юртовцы (в ближайших окрестностях Астрахани) и кочевники-калмыки (последние - с XVII в.).
Другое по теме:
Культура
Географическое расположение Швейцарии сказалось и на ее культуре. На территории этой, сравнительно небольшой, страны существует четыре официальных языка. В западной части страны, говорят на французск ...
Язык
В какой бы точке земного шара ни появлялись цыгане, они всегда сильно отличались от окружающего населения. Непонятный язык «фараонова племени», необычные одежды, своеобразные песни и танцы – всё это ...
Танцевальная культура юкагиров
Как пишет о прошлом юкагиров В.И. Иохельсон, голодовки, эпидемии, нищенская жизнь привели к тому, что к концу XIX в. юкагиры утратили многие особенности своей древней культуры. Очевидно, были забыты ...