Санитары байкалаСтраница 2
В мифах и легендах бурят Ольхон называют обиталищем грозных духов
Байкала. Сюда, по преданиям, спустился с неба главный из ханов – Хаан-Хутэ-баабай, посланный на Землю высшими богами. Здесь живет в образе белоголового орла-беркута его сын по имени Хан Шубуу нойон, который первым получил шаманский дар от тэнгриев. На остров Ольхон, считавшийся сакральным центром северного шаманского мира, сбегали монгольские шаманы во время преследования их ламами в эпоху Чингисхана. В силу своей изолированности остров Ольхон стал последним оплотом шаманов Северной Азии. В конце 1990-х гг. шаманы Республики Бурятии официально признали остров Ольхон «главным святилищем, культовым центром общемонгольского и центральноазиатского значения, олицетворяющим сакральную прародину бурят». Остров Ольхон стал официально значиться как культовый центр общебурятского значения. Остров считается крупным культовым центром курумчинской культуры VI-X вв.
Здесь обнаружено большое количество курумчинских городищ-святилищ и шатровых могильников, что свидетельствует о заселении острова в глубокой древности. Территория острова богата археологическими памятниками, по их количеству на 1 км2 ему нет равных во всем Прибайкалье: известно 143 археологических объекта (1993). Это могильники, древние городища, остатки каменных стен. К числу наиболее заметных относится сохранившаяся древняя курыканская защитная стена протяженностью, перегородившая перешеек мыса Хоргой. Множество бурятских легенд связано с островом. Особо священные места, «запрещенные для посещений территории» известны из мифов, среди них священная гора Ижимей, призрачный замок Хаан-Хутэ-баабая на Шаманском мысу, на мысе Хобой, скала Дева – окаменевшая жена бурятского шамана, бело-мраморные скалы Саган-Хушун. На равном удалении от северной и южной оконечностей озера, Ольхон сконцентрировал на своей территории все многообразие природных ландшафтов байкальских берегов. Даже по своей форме он напоминает очертания Байкала. На острове встречаются степные ландшафты с глубоко вдающимися в сушу и хорошо прогреваемыми летом заливами, редкие для Прибайкалья эоловые участки песка с дюнами и холмами, смешанные лиственные леса с участками реликтового ельника, живописные скалы на берегу из мрамора, густо покрытого красными лишайниками. Для любителей дикой природы и фотографов – настоящий заповедник удивительно разнообразных ландшафтов и величественных пейзажей.
Мыс Хобой
Мыс Хобой (по-бурятски хобой – «клык, коренной зуб») – самый северный мыс на острове Ольхон. Эффектная столбовидная скала, напоминающая внешне острый клык, со стороны моря, имеет ярко выраженное сходство с профилем женской головы с бюстом, как на древних греческих галерах с востока и запада. Местное название скалы – Дева. Существует бурятская легенда, согласно которой это – окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев из зависти к мужу такой же дворец, как и пожалованный ее мужу. Тэнгрии со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем» – превратили ее в скалу. Место примечательно многоголосым эхом, которое отражается от монолитной скалы. Встречаются здесь редкие и реликтовые травы. Зимой можно осмотреть гроты, сказочно украшенные наплесковым льдом и прозрачными сосульками. Находятся они на уровне уреза воды, их входы ориентированы на север. В скалах, на уровне воды, на мысе, имеются гроты длиной до 22 метров, осмотреть их можно только зимой со льда. Мыс Хобой избран сейчас различными духовными школами для места медитаций. На его северной стороне эти «представители» не постеснялись наследить, оставив на самом видном месте рериховский знак – красный круг с тремя точками внутри. Но истинный, сокровенный знак острова совсем не этот. Как символ шаманских сказаний на северной грани монолитной скалы, не просматриваемой с суши и обрывающейся в воду, на недоступной для человека высоте, сложены в расщелинах мыса два огромных орлиных гнезда. По бурятским легендам, первым, кто получил шаманский дар, был сын грозного хозяина-духа острова Ольхон, живший в образе белоголового орла. Почитание этой птицы как духа острова сохранилось до наших дней. Мыс Хобой находится вблизи самого широкого места Байкала (79,5 км), и только в хорошую погоду с него можно разглядеть восточный берег, гористый контур полуострова Святой Нос. Отсюда очень удобно наблюдать восход солнца. Солнечный диск появляется из-за гористого полуострова Святой Нос, и при прозрачной атмосфере это зрелище со стелющимися над водной поверхностью клочьями тумана очень живописно. На вершине восточного берега острова, вблизи мыса Хобой, имеется рядом два грота, ориентированных выходами точно на восход солнца. Ровные сухие площадки гротов, засыпанные песком, удобны для ночлега в спальнике, и восход можно наблюдать, не вылезая из спальника. На западной стороне оконечности острова находится наклонная площадка, где совершаются весной общеольхонские шаманские тайлаганы. Отсюда виден скальный клык мыса Хобой, и на этой площадке установлены деревянные сэргэ – столбы для коновязи. Внизу на побережье, южнее этого места, в двух метрах выше пляжа Малого Моря, имеется сквозная пещера с разветвлением вглубь горы. Севернее, непосредственно у скалы Хобой, можно сфотографировать сквозную арку с видом на западное побережье острова. Напротив летника Хобой есть крутой спуск на галечный пляж восточного берега острова. В хорошую погоду здесь можно останавливаться ночевать на катере. Глубина дна позволяет вплотную подойти к галечному пляжу и закрепить для ночной стоянки катер на растяжки. Утром здесь великолепная рыбалка. По тропе можно подняться на плато острова и за 2–4 часа совершить пешеходную экскурсию на мыс Хобой.
Другое по теме:
Пещеры Крыма
В горном Крыму исследователи открыли очень большое количество и малых пещер или шахт, исследование многих до сих пор продолжается. Ниже приведён список наиболее больших и известных пещер и шахт Крыма ...
Советский период
Великая Октябрьская революция явилась началом нового этапа в изучении истории и этнографии Д. впервые же годы в связи с практической необходимостью социалистического строительства в республике, осуще ...
Общество
Социальная структура. До 1964 члены королевского клана мухаммадзай (пуштуны союза племен дуррани) традиционно занимали верхнюю ступень социальной иерархической лестницы. Следующий по значению слой со ...