Степень соответствия системы хозяйства предпосылкамСтраница 1
В результате топографических и климатических особенностей карты Китая, только 10% земель пригодны для растениеводства. Из них более половины неорошаемые, остальные разделены приблизительно поровну между площадями, отведенными под рис и искусственно орошаемыми землями. До 1980-х гг. около 80% населения Китая напрямую зависели от сельскохозяйственной деятельности. Правительство всемерно поощряло развитие занятости населения в смежных отраслях экономики: торговле, транспорте, кустарном производстве. Уже к середине 1980-х гг. непосредственно растениеводство и животноводство составляли менее половины всей сельскохозяйственной продукции. Перед страной остро встала проблема разрушения почв и лесов. Программа восстановления лесных массивов провалилась: вырубка лесов шла опережающими темпами. Основные лесные ресурсы Китая находятся в Цилиньских горах и на Юннаньском плато. Западный Китай (Тибет, Синьцзян-Уйгурский район) имеют небольшое сельскохозяйственное значение, здесь преобладает животноводство и ирригируемое земледелие. Основная продовольственная культура рис выращивается преимущественно в южных провинциях страны. Урожаи риса здесь собирают по два раза в год. На Севере культивируют пшеницу, а в центральных провинциях посевы риса и пшеницы представлены в равной степени. На Северо-Востоке Китая выращивают просо и гаолянь. Большая часть урожая ячменя собирается на Северо-Востоке и Севере страны; здесь же выращивают сою. В центральных и северных районах - кукурузу, на Юго-Востоке - чай. Хлопок выращивают в центральных и, в меньшей степени, на Юго-Востоке и на Севере Китая, в южных и центральных провинциях - табак. Сельское хозяйство механизировано слабо, но значительных прогресс был достигнут в искусственном орошении земель.
Животноводство в Китае имеет приоритетное развитие. Китай - главный в мире производитель свинины, домашней птицы. Начиная с середины 1970-х гг. правительство поощряло увеличение поголовья скота. Китай - традиционно рыболовецкая держава. Ведется интенсивный лов морепродуктов в прибрежных морях и внутренних водоемах. В последнее время развитие получило искусственное разведение креветок, идущих на экспорт.
С середины 80-х по конец 90-х годов произошло неуклонное снижение экспорта сырья (его доля в совокупном экспорте уменьшилась в 4,5 раза). В настоящее время Китай экспортирует уголь (в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Японию), до половины экспорта составляет продовольствие овощи, фрукты, рыба, морепродукты (основной рынок сбыта продовольствия - страны СНГ, особенно Дальневосточный регион России, обеспеченный китайским продовольствием на 44%). Кроме того, ведущим сельскохозяйственным продуктом экспорта является хлопок.
Все железные дороги Китая принадлежат государству и находятся в ведении Министерства путей сообщения. Основные железнодорожные направления: Северо-Восточный район (сеть дорог была построена русскими и японцами до 1949 г.) и внутренние линии, соединяющие Юг и Север и Запад и Восток страны соответственно. Кроме того, государству принадлежит множество небольших дорог, соединяющих шахты, фабрики, фермы, леспромхозы. Правительство стимулирует развитие местного железнодорожного строительства с целью стимулирования экономического развития провинций. Долгое время основным грузом железнодорожных перевозок был уголь. Неравномерность распределения угольных бассейнов вызвала необходимость транспортировки больших объемов топлива с Севера на Юг страны. Увеличение добычи нефти и газа привело к дополнительному росту строительства дорог. После 1949 г. стало развиваться строительство железных дорог в труднодоступных западных районах.
Самое поразительное достижение автодорожного строительства - Тибетское шоссе - самое высокогорное и протяженное шоссе в мире. На самом деле это система из трех автодорог, соединяющих Тибетский автономный район с провинцией Сычуань, Синьцзян-Уйгурским автономным районом и провинцией Цинхай. Постоянно идет строительство автодорог в сельской местности, что должно стимулировать оптовую торговлю, развитие рыночных отношений и тесную интеграцию сельских районов с промышленными центрами.
Обширные территории Китая способствуют развитию именно авиационного транспорта. Китайская гражданская авиация подразделяется на две категории: общего назначения (перевозка пассажиров и грузов) и специальную (научная, сельскохозяйственная и т. п.). На протяжении 8 700-мильного побережья Китая расположены около 100 крупных и малых заливов, действует около 20 глубоководных портов, свободных ото льда круглый год. Выделяют две навигационные зоны Китая: северную и южную. северная - от Амоя до Корейской границы (крупный порт - Шанхай), южная - от вьетнамской границы до Амоя (крупный порт - Кантон). Крупнейший порт Китая - Шанхай отошел на второй план после включения в состав Китая в 1997 г. Гонконга. После 1961 г., когда Китай образовал океанское пароходство, была проведена модернизация старых портов, построены новые порты. Много внимания уделяется развитию механизации грузоперевозок. Телефонная связь Местные и международные линии становятся все более доступными для граждан, внутренние линии обслуживают в основном крупные города, индустриальные и торговые центры.
Другое по теме:
Историко-географические особенности
Германия позже других стран вступила на путь капиталистического развития. Если в XIII-XV вв., наметились ранние очаги торгового и ростовщического капитала в Нюрнберге и Аугсбурге - на путях к Средизе ...
Образование
Американцы поступают в школу с шести лет, хотя многие учатся в яслях и детских садах уже начиная с трех лет. Начальные школы американцы заканчивают в 12-13 лет, а затем переходят в средние школы разл ...
Природно-ресурсный потенциал РФ, стран Ср. Азии и его роль в развитии
промышленности
Россия занимает одно из первых мест в мире по запасам многих полезных ископаемых (а по запасам природного газа — первое). месторождения железной руды (в Мурманской области — Оленегорское и Ковдорское ...