Народные традиции, этнография и охрана природы КрымаСтраница 3
Переселенцы 20-30-х годов в Крыму первоначально поддерживали национальные традиции в одежде, строительстве жилья, исполнении обычаев и обрядов. Но постепенно в обиход стала входить одежда "на городской манер". Моральные устои разрушались советскими нововведениями. Уничтожались и закрывались церкви и храмы - уходили традиционные религиозные и календарные праздники, заменялись новыми советскими. Оставались только фотографии, напоминающие об этнической принадлежности; вся мебель и утварь по мере выхода из строя заменялась фабричными экземплярами; убранство и одежда складывались в сундуки и почти не использовались. Многие из украинцев стали позднее называть себя русскими (так они проходили и по переписям), забывая свои корни и традиции. Если на территории тех украинских территорий, откуда шло переселение в 20-30-е годы, ещё сохранились патриархальные устои, то в полиэтническом Крыму, где самой традиционной можно было считать только местную бытовую культуру, независимо от этнической принадлежности её носителей, традиция в советский период была полностью выхолощена.
Начиная с осени 1944 года, украинцы, как и русские, прибывали в Крым на восстановление разрушенного войной хозяйства, по вызову правительства. За каждым переселенцем закреплялся дом и надворные постройки, выдавались "подъёмные". Переселенческим колхозам государство продавало крупный рогатый скот и овец, выделяло сельскохозяйственную технику, автомашины, садовый инвентарь, под аванс выделялось зерно, С собой же новосёлы имели возможность привезти только самое необходимое, так как отводилось очень мало времени на сборы, да и что можно было увезти в одном чемодане? Поэтому переселенцы 1944-гои последующих годов до сих пор хранят обиду за то, что их насильно оторвали от родины, не дав сохранить и восстановить в Крыму традиции предков.
Вступая в контакт с местным населением, "крымским", по выражению переселенцев того периода (в термин "крымские" вкладывался этнический смысл, хотя, в основном это были русские, украинцы, реже белорусы, проживавшие ранее), вновь прибывшие преодолевали определённый барьер межэтнической замкнутости на разных уровнях общения - языковом, культурно- бытовом, традиционно - обрядовом.
К "советскому" этапу переселения относится ещё одна волна прибытия украинцев в Крым, связанная с правительственными "Планами по вселению и перемещению населения в колхозы Крымской области" (1950 г.). После изменения статуса Республики Крым и перехода её в подчинение Украине (1954г.), в Крым стали прибывать новосёлы из западных украинских областей: Львовской, Ивано-Франковской, Ровенской, Волынской, Хмельницкой и т.д. Переселенцам, в отличие от 1944 г., для переезда выделяли целые вагоны, где могло поместиться всё имущество (мебель, утварь, убранство, одежда, многометровые холсты домотканины), скот, птицу, пасеки, и пр. И всё же попав на новое место жительства, украинцы испытывали трудности, связанные как с природными, так и социально-экономическими факторами:
· в силу изменения почвенно-климатических и ландшафтных условий, хотя и не резко отличающихся от мест прибытия, но сказывающихся на психофизиологическом состоянии;
· вынужденным изменением рода занятий, применительно к местной специализации;
· изменением жилищных традиций под влиянием местных архитектурно- планировочных решений;
· неприятием окружающим населением элементов традиционной украинской культуры (что повлекло за собой вырабатывание новых черт в хозяйственном укладе, ношении одежды, языке и пр.).
В сёлах с компактным проживанием украинских переселенцев 50-х годов в настоящее время можно ощутить неповторимый национальный колорит, т.к. однородность языковой среды, свобода проявления этнического своеобразия дали возможность сохранить и продолжить многовековые традиции украинского народа во всём многообразовании форм. По результатам экспедиций Крымского этнографического музея, во многих семьях хранится традиционная одежда, которая используется как обрядовая и как наглядный материал для воспитания подрастающего поколения. Традиционно исполняются семейные обряды (крещение, свадьба, похороны), отмечаются религиозные и календарные праздники с учётом опыта предыдущих поколений. Немаловажна в этом роль фольклорно-этнографических коллективов, при участии которых возрождаются традиционные обряды, обычаи, праздники.
Украинские переселенцы прибывали в Крым также в 60-70-е гг., но это уже было добровольное переселение, и явление не носило массового характера. По переписи 1989 г. в Крыму проживало около 68,0 тыс. украинцев, или 25,8% от общей численности населения Крыма. За последние годы эта цифра несколько снизилась, в связи с тем, что наметилась тенденция в сторону снижения естественного прироста всего восточнославянского населения Крыма (на протяжении 3-х лет показатель имеет отрицательную величину, т.е. смертность превышает рождаемость), а также в связи с высокой миграционной подвижностью.
Другое по теме:
История реки
Предполагают, что первое упоминание о Волге встречается в трудах древнегреческого историка Геродота (V в. до н. э.). В рассказе о походе персидского царя Дария на скифов, Геродот сообщает, что Дарий, ...
Интервью
Интервью - наряду с анкетированием одна из разновидностей опроса при этнографических и этносоциологических исследованиях. В отличие от наблюдения и анкетирования интервью предполагает личную беседу и ...
Отраслевой состав химической промышленности
Химическая промышленность объединяет множество специализированных отраслей, разнородных по сырью и назначению выпускаемой продукции, но сходных по технологии производства. В состав современной химиче ...