Особенности ЭтногенезаСтраница 1
эфиоп этногенез культура искусство
Древнее название Эфиопии - Абиссинии, которая считается старейшей из доисторических образований на африканской земле. Эта страна располагается на Северо-востоке Африки (Африканский рог), является с т. з. историко-культурных областей, частью Африканской тропической провинции.
Страна издавна заселялась различными племенами из разных рас. Трудно назвать точные цифры, так как статистика очень несовершенна, но ясно, что общая численность населения страны - около 85 млн. человек. По официальным данным, насчитывается более 80 народов. Самые крупные и значимые из них - оромо (около 40%), амхара и тигре (более 30%), сидамо (9%), шанкалла (6%), афар (4%), гураге (2%), другие составляют немногим более 1 процента. Ныне созданы штаты по этническому признаку - либо по основному народу, заселяющему их, либо объединяющие несколько мелких. Это Тиграм Афар, Амхара, Оромия, Сомали, Харари, Штат народов и национальностей Юга.
Слово «Абиссиния» является производным от названия одного из южноарабских племен «хабеш», прибывшего на африканский континент с Аравийского полуострова, по всей вероятности, еще до нашей эры.
Современное же название страны - Эфиопия - происходит от греческого слова «Айтьопия», что буквально переводится как «страна людей с пылающими или обожженными (солнцем) лицами».
Эфиопия занимает особое место в ряду африканских стран. Она входит в зону антропогенеза, и самые древние находки (последние датируются 2,5-3 млн. лет назад) найдены именно на ее территории. История Эфиопии начинается с древней находки ископаемого. Люси, как предпочитают назвать эфиопы, ископаемый в долине Аваш на юге Эфиопии (1974 г.). Это на тот момент - самая древняя находка гоминид возрастом более 3,5 млн. лет и наиболее сохранившаяся. В Эфиопии к Люси относятся с нежностью и ласково называют ее Dinqnesh, что в переводе с амхарского языка означает «Ты удивительная».
Эфиопский этнос сформировался благодаря аравийским кочевникам с царства Сабея, которые прибыли к западному берегу Красного моря в первом тысячелетии до нашей эры. Это влияние, похоже, было больше культурным, чем генетическим. Дробышев С.В. отмечает: «После столь детального рассмотрения древних находок Восточной Африки можно сделать один достоверный вывод: с древнейших времён население этого региона отличалось большой пестротой», «Очевидно, что процесс расообразования на этой территории далеко не окончен и, вместе с миграциями и смешением разных групп, будет продолжаться ещё очень долго». В древнейшие времена действовали механизмы изоляции, чему в немалой степени способствовали горные районы Эфиопы, которые отделяют не только от мира, но и друг друга.
Существующие на сей момент две противоположные гипотезы антропогенеза, а с ним и этногенеза эфиопов, представляющие собой гипотезу «смешения» с европеоидами, кочевниками и гипотезу автохтонную гипотезу, имеют вполне объективную критику и ряд вопросов. На наш взгляд, наиболее точно отражает реальность гипотеза, которая предполагает автохтонное развитие этноса с неоконченным на сей момент расообразованием, не исключая при этом наследия смешения. Однако, не делая на этом моменте такой сильный акцент, какой привычно делается в данной проблематике (происхождение эфиопского этноса).
«Дальнейшее смешение не смогло полностью стереть сложную мозаику исходных компонентов, и она, хотя бы частично, сохраняется в современном населении».
Итак, эти мигранты были не кочевниками, а оседлыми земледельцами, которым требовалось расширение своего жизненного пространства. Они колонизировали место, известное сегодня как северная оконечность Эфиопского плато. Одна большая группа (геэз) осела на южных нагорьях Эритреи, наиболее доступных со стороны моря, и их диалект в конечном итоге приняло большинство местного населения. Другое племя (хабашат) поселилось ближе к югу, в Тыграй, и его имя стало в итоге названием всей страны и ее населения («Абиссиния» являлось производным от этого имени). У этой общности переселенцев здесь сформировался свой правящий класс, причем вместе с аборигенами-хамитами, которые до сих пор представлены разнообразными группами агау.
Другое по теме:
Национальный деловой стиль в Корее
Первым этапом в моей работе было посещение корейской фирмы с целью понять, почему же не так уж и легко вести переговоры с корейскими бизнесменами. Попасть на деловые переговоры – дело непростое. Но м ...
История города Дмитров
На сегодняшний день Дмитров является промышленным, административным и культурным центром всего обширного Дмитровского района, и продолжает развиваться быстрыми темпами. Но были времена, когда город п ...
История становления главных улиц Харькова: этапы и современные тенденции
До нынешней площади Свободы застройка Сумской улицы дошла в середине прошлого столетия. В этом районе стали поселяться представители духовенства, интеллигенции, лиц свободных профессий - юристов, вра ...