Статьи » Алтайский этнос в системе российской государственности

Алтайский этнос в системе российской государственности

Актуальность темы исследования

. Российская Федерация является многонациональной страной, на территории которой проживает более 160 народов. Спецификой российского государственного устройства является сочетание двух принципов организации федеральных отношений - территориального и этнического. Распад СССР и последующий за ним «парад суверенитетов» оформил исключительное федеративное устройство России. Ярким примером такого сочетания является Республика Алтай, получившая статус республики в 1993 году. Становление собственной государственности для титульного этноса - алтайцев проходило долго и тяжело: с древнейших времен им приходилось бороться за собственную сохранность в составе таких государств как Китай, Джунгария, Монголия. Последним государством, в состав которого вошли алтайцы, стала Российская империя, где алтайцам удалось сохранить себя как народ. Сейчас, спустя несколько столетий, алтайцы образовали собственную республику в составе Российской Федерации. Но, тем не менее, в настоящее время остается актуальным вопрос о сохранности алтайского народа в составе полиэтничного государства Российская Федерация.

Степень изученности темы.

В настоящее время существует множество исследований, посвященных древней истории Горного Алтая, истории алтайцев. Огромное множество работ посвященных древним курганам разных эпох и их раскопкам. Отмечу наиболее известных историков - это Кубарев В.Д., Суразаков А.С., Грязнов М.П., Адрианов А.В., Радлов В.В., Киселев С.В., Полосьмак М.В., Руденко С.И., Худяков Ю.С., Потапов Л.П., Окладников В.П. и многие другие.

Дальнейшее развитие и становление государственности алтайского этноса, образование Республики Алтай и вступление в федеративные отношения рассматривают Модоров Н.С., Сатлаев Ф.А., Самаев Г.П., Кандаракова Е.П., Пустагачев А.Я., Иванцова Н.Ф. Главным исследователем в этой области выступает Д.И. Табаев - человек, непосредственно участвовавший в образовании Республики Алтай.

Подробно изучено федеративное устройство Российского государства такими учеными как Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Д., Галкин А.А., Федосов П.А., Валентей С.Д., Соловей В.Д., Добрынин Н.М., Султанов Р.И., Юсубов Э.С., Аринин А.Н., Мкусинов И. Ш., Мухаметшин Ф., Дробижева Л.М.

Исследователь Р.Г.Абдулатипов подробно изучил всю специфику российского федерализма, выделив ее асимметричность и несходство с другими федерациями мира в работе «Опты федерализма». Теоретическим проблемам федерализма в России посвящена книга Э.С. Юсубова, в которой он исследует становление и развитие отечественной теории федерализма и правового статуса субъектов федерации.

Работы по этногенезу алтайского этноса, его сохранению, традициям, обычаям, современному состоянию алтайцев посвятили Ялбачева Н.М., Стрельцова Т.А., Дьяконова В.П., Ямаева Е.Е., Шерстова Л.И., Пустогачева Т., Кандаракова Е.П.. Потапов Л.П., Баскаков М.А., Аристов Н.А., Гельмерсен Г., Радлов В В., Адрианов А.В. и Ядриецев Н.М.

Современное этническое положение алтайцев, межэтнические отношения, этнополитические процессы исследовали Думнова Э. М., Казанцев А.Ю., Казагачева, Модоров Н.С. Также большой вклад делают исследователи Института алтаистики им. С.С. Суразакова. Ими с начала 2000-х годов были проведены множество социологических исследований, посвященных выявлению основных тенденций в демографической, экономической, социальной, духовной, политической сферах жизни алтайского населения.

Несмотря на огромное количество работ, посвященных алтайскому народу, формированию их государственности, отсутствуют обобщающие исследования, посвященные изучению влияния государственности на этнические процессы алтайцев. Во многих работах исследователи обращают внимание только на исторические процессы, повлиявшие на появление государственности у алтайцев, а работ, посвященных значению национальной государственности на развитие самих алтайцев практически нет. Нет работ, дающих оценку самих алтайцев собственной государственности, какую роль она сыграла в жизни народа.

Объектом исследования

является алтайский этнос в системе российской государственности.

Предметом исследования

выступают процессы этнокультурного и социально - политического строительств алтайцев.

Цель исследования

- выявить взаимосвязь между этнокультурным и политическим развитием алтайцев наряду со становлением их государственности.

Задачи

исследования:

1. Обозначить особенности влияния национального фактора на образование современной системы российской государственности.

2. Обозначить роль национального фактора при становлении государственности у алтайцев.

3. Охарактеризовать современное состояние всего населения Республики Алтай и алтайского народа.

4. Выявить положительные и отрицательные тенденции, повлиявшие на современное состояние титульного этноса при образовании Республики Алтай.

5. Выявить основные проблемы и алтайского этноса на рубеже XX - XXI веков.

Источниковая база

представлена следующими группами документов.

Акты федерального и местного законодательства: Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Алтай, Федеральные Конституционные законы, Федеративный договор 1992 г., Договоры о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Конституционные и другие законы Республики Алтай, проекты законов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай.

Статистические источники : Итоги Всероссийской переписи 2002 года по Республике Алтай, «Рождаемость по Республике Алтай (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.)» позволили охарактеризовать национальный состав региона, а также численное состояние титульного этноса.

Материалы периодической печати. Периодическая печать республики ярко свидетельствует о происходящих событиях и дает возможность проследить и объективно оценить социальные, экономические, политические, культурные и другие процессы. Официальные республиканские газеты «Звезда Алтая», «Алтайдын чолмоны», районные газеты «Чуйские зори», является хорошим информационным ресурсом для исследователей и не только.

Также в ходе данного исследования были использованы данные Интернет ресурсов. Официальные сайты дают возможность просматривать федеральные и региональные законодательные акты, пользоваться информацией статей и электронных книг.

Научная новизна исследования. Данная работа представляет собой исследование этнокультурного развития алтайского этноса в системе российской государственности. Была предпринята попытка проследить влияние государственности, с древнейших времен и до современности, на самосознание, культуру и мировоззрение алтайского этноса.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений, включивших в себя административную карту региона, таблицы, рисунки к тексту.

В первой главе представлен краткий исторический очерк всех древнейших государственных образований, в состав которых входил алтайский народ, в том числе и в состав Российской империи. Дальнейшее преобразование Российского государства в СССР, а затем и в Российскую Федерацию дали возможность алтайскому народу создать собственную государственность. Республика Алтай представляет собой субъект Российской Федерации, которая была образована в период так называемого «парада суверенитетов» союзных республик и автономных областей, округов Советского Союза. Также была сделана попытка дать объективную оценку специфичной форме федеративного устройства нашей страны. Она сочетает в себе как территориальные, так и этнические принципы федеративных отношений, что влечет за собой немало споров и недопонимание между федеральными и региональными органами власти. В настоящее время политика федеральных органов государственной власти направлена на выравнивание прав и возможностей субъектов страны путем объединения некоторых из них.

Создание Республики Алтай для местного населения считается высшим достижением в формировании собственной государственности. Становление республики протекало в тяжелых условиях распада СССР, при экономическом кризисе и при отсутствии каких- либо четких федеральных законов. Но с окончательным формированием субъектов федерации, с принятием Федеративного договора 1992 г, Конституции Российской Федерации 1993 года, обстановка в стране приобрела более стабильный характер, что способствовало установлению федеративных отношений с центром. Но с неимением опыта в законотворчестве, и в результате споров о введении поста Президента или главы республики, принятие Конституции РА затянулось до 1997 года. В настоящее время органы власти региона плодотворно работают и успешно решают повседневные проблемы населения.

Вторая глава посвящена населению Республики Алтай: его национальному составу, титульному этносу республики, а также межэтническим отношениям населения. Население республики является многонациональным, где по численности на первом месте стоит русский народ, затем следуют алтайцы и казахи. Первая перепись населения Горного Алтая была проведена в 1897 году. Она показала, что все население составляет 42 тыс. человек. За столетний период население Горного Алтая значительно изменилось и увеличилось. По данным последней Всесоюзной переписи 1989 г., оно выросло с 42 тыс. человек до 191 тыс. человек, в том числе алтайцев с 34 до 59 тыс. человек.[1] Это свидетельствует о том, что рост населения происходил за счет притока новых людей, а не за счет естественного прироста. Приток населения на территорию Горного Алтая стал причиной активного ассимилятивного процесса алтайских этнических групп. Таким образом, наиболее ассимилированными являются алтайцы, проживающие на севере республики. Таковыми являются челканцы, тубалары, кумандинцы, а также жители южных территорий - теленгиты. Эти этнические группы федеральным законом РФ наделялись статусом коренных малочисленных народов. Такое разделение алтайцев на малые этнические группы дает понять, что процесс самоидентификации алтайского этноса идет очень сложно. Действительно, самоидентификация алтайцев началась с установлением советской власти в Горном Алтае, а после распада СССР, на фоне эйфории свободы и самоопределения, на фоне возрождения традиций и обычаев начался «раздробление» алтайского народа на мелкие этнические группы. Об этом свидетельствуют Итоги Всероссийской переписи населения по Республике Алтай 2002 года, где малые северные алтайцы были зафиксированы как отдельно существующие народы.

Характеризуя межэтнические отношения, можно отметить, что на территории республики серьезных этноконфликтных ситуаций не наблюдалось и что жители региона имеют высокий уровень толерантности по отношению к друг другу. Активный диалог разных культур обеспечивает не просто стабильность, но и дружное соседское проживание в Республике Алтай.


Другое по теме:

А.С. Пушкин и Нижегородский край
Исследователей издавна интересовали места, связанные с пребыванием А.С. Пушкина в Нижегородской губернии. Александр Сергеевич посещал Нижний Новгород, несколько раз побывал в Арзамасе, приезжал в род ...

Геоэкологические проблемы бассейнов рек Эмба и Сагиз
Урало-Эмбинский гидроэкологический район занимает всю западную часть республики, входящую в бассейн Каспийского моря. Зона формирования стока основной реки Урал располагается на территории России, от ...

Климат
Климат на Северном полюсе полярный, хотя здесь гораздо теплее, чем на Южном полюсе. Зимой температура меняется от −43°C до −26°C, средняя −30°C; в летние месяцы средняя температура ...