Современная политическая ситуация в Республике АлтайСтраница 1
Республика Алтай является субъектом Российской Федерации. Как и вся Федерация, она является многонациональной территорией, хотя свое название берет от титульного этноса - алтайцев. Национальный состав республики весьма разнообразен, но в численности преобладают в ней русские, следующую ступень занимают алтайцы, а затем казахи. Как было сказано, по переписи 2002 года в республике проживает примерно 200 тыс. человек (60% - русские, 31% - алтайцы, 5,8 казахи, 3,2% - украинцы, белорусы, немцы, азербайджанцы, армяне, грузины, татары, корейцы и др.)
С распадом СССР и суверенизацией большинства союзных республик повсеместно создается жизненный «дискомфорт» на всем постсоветском пространстве, постепенно преобразовавшийся в межнациональные конфликты. Основной причиной их возникновения здесь стал накопившийся за многие десятилетия дефицит «самореализации» той или иной нации и все национальное стало восприниматься многими народами как нечто спасительное. Результатом чего стало обособление одного этноса от другого. Последнее породило неизбежные в этом случае межэтнические конфликты, устранение которых пошло за счет ущемления интересов одной из сторон.[111]
В Горном Алтае обособление этнических групп проявилось в результате повышения статуса «от автономной области до республики». Нынешний этап межнациональных отношений в Горном Алтае характеризуется, с одной стороны, ростом национального самосознания проживающих здесь этносов, а с другой - проявлением нежелательного межэтнического противоречия. Своеобразным барьером на пути его цивилизованного развития - и не только в Горном Алтае, но и во всей России, - стал так называемый «этноцентризм» - чувство извращенной этнической солидарности, основанной на безоговорочной принятии ценностей своего народа (языка, обычаев, традиций, материальной и духовной культуры) и в пренебрежительном, необъективном отношениям других наций.[112]
Свою негативную роль в этом деле сыграл, как уже отмечались выше накопившийся за многие годы дефицит «самореализации нации и личности», приведший, к сожалению, к «нигилизму националов». Красочная палитра культур не всегда дает положительный результат. «Тесное взаимодействие культур» создает целый комплекс проблем, которые требуют своего незамедлительного решения. Рост населения в регионе привел к естественному расширению его национально - этнической структуры. Этот закономерный процесс создал для властей определенные проблемы: возникла необходимость обеспечения и защиты прав и интересов «титульного народа». Решить ее был призван федеральный закон « О возрождении малочисленных народов…»
В соответствии с ним, в их число попали и северные алтайцы - кумандинцы, челканцы, тубалары, а чуть позднее - явочным путем - и теленгиты. В стремлении «самореализоваться», возродить и в дальнейшем развивать свою национальную культуру, традиции, обычаи, и язык нет ничего предосудительного, ибо каждый этнос, подчеркнуто в законе, имеет «конституционное право на достойную жизнь». Но самое опасное в этом деле состоит в том, что обрести ее возрождающиеся народы намерены почему-то только путем «разбегания по родоплеменным квартирам». В нашем случае это не только нежелательный, но и опасный путь, ибо такое «разбегание» неизбежно приведет к ликвидации «алтайцев» как целостного, титулообразного этноса.[113]
Алтайские племена не затерялись в бушующем океане больших и малых этносов тюрко - монгольского мира. Удерживаться на поверхности, подчеркивала в свое время З.С. Казагачева, им помогли взаимная поддержка друг друга в трудную минуту.
1990 -е годы в России ситуация складывалась таким образом, что любой малый народ пытался всячески обозначить себя как отдельный этнос путем создания какой - либо государственности или организации.
Выделение северных алтайцев в отдельные народы возможно не случайно. В советское время многие этнические группы были консолидированы в один народ, такая попытка была предпринята применительно и к алтайским народам. Антропологические, культурные и языковые различия между северными и южными алтайцами заставляются задуматься над тем, правильно ли кумандинцев, тубаларов и челканцев относят к алтайскому народу. Следует учесть и тот факт, что основная масса челканцев, тубаларов и кумандинцев проживает вне территории Республики Алтай, а именно - в Кемеровской области и в Алтайском крае. Вероятно, северных алтайцев следовало бы выделить в отдельные народы и не относить их к алтайцам только потому, что они проживают на территории Горного Алтая. Можно предположить, что кумандинцы, челканцы и тубалары никогда не были алтайскими племенами, и представляют собой отдельные народы со схожей с ними культурой, как тувинцы и хакасы.
Другое по теме:
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство Западной Сибири характеризуется производством зерновых, технических культур, овощей, картофеля, а также развитием молочно-мясного скотоводства, овцеводства и оленеводства. Из зерно ...
Государственный строй
ФРГ потому и называется федеративной республикой, что состоит из 16 земель (рис. 2, табл. 1), имеющих значительные полномочия и собственные конституции (наряду с Основным законом ФРГ). Земли имеют и ...
Духовная культура и обрядность
Рассмотрим вначале обряды и обычаи, связанные с традициями семейной жизни грузин. Основной формой семьи была малая семья. Большие семьи (диди оджахи) постепенно, особенно во второй половине 19 века, ...