Нижний Тагил на пороге XXI века
Страница 2

Продукция производственного объединения «Уралвагонзавод» всегда отвечала самым высоким мировым технологическим стандартам, а нередко и превышала их. В результате внедрения самых прогрессивных технологий на заводе создано поточно-конвейерное производство цельнометаллических полувагонов и железнодорожных цистерн. Уникален опыт криогенного производства УВЗ. В разные годы здесь проектировались и строились железнодорожные и универсальные цистерны для перевозки кислорода, водорода, азота, этилена, применявшиеся как в народном хозяйстве, так и в ракетно-космическом комплексе страны. Основатель заводского конструкторского бюро криогенного машиностроения М.Н. Веремьев был в 1957 г. удостоен Ленинской премии за разработку и создание системы заправки жидкими компонентами космической ракеты, доставившей на орбиту искусственный спутник Земли. Значителен вклад УВЗ в разработку и изготовление других космических аппаратов - «Восток», «Восход», «Протон», а также корабля многоразового использования «Буран».

Целой эпохой в истории мирового танкостроения стал разработанный на УВЗ коллективом конструкторов под руководством В.Н. Бенедиктова и здесь же поставленный на серийное производство танк второго послевоенного поколения Хотя эта машина создавалась в 1967-1972 гг она и сегодня, после ряда модернизаций, находится на вооружении около 20 стран мира. Лицензию на его производство в разное время получили Польша, Югославия, Словакия, Индия, Ирак, Иран. Президент Сирии X. Асад после танковых боев сирийской армии с подразделениями Израиля в Ливане в начале 1980-х гг. заявил в одном из интервью: «Танки типа Т-72 - лучшие в мире». Последняя модификация этой машины, производимая УВЗ, - ракетно-пушсчный танк Т-72С с динамической защитой - и сегодня считается на мировом рынке вооружений одной и'! самых лучших и конкурентоспособных.

Распад Советского Союза и последовавший за ним экономический кризис больно ударили по заводам Нижнего Тагила. За период с 1989 по 1995 гг. объемы промышленного производства в городе снизились на 41.2%. Особенно тяжелый удар был нанесен оборонным предприятиям. На Уралвагонзаводе производство военной техники снизилось к 1995 г. в 30 раз. Причина банальна - Министерство обороны не оплачивает даже заказанную и произведенную продукцию. Высокогорский механический. 70% продукции которого составляли заказы армии, уже к 1993 г. потерял 60% объемов оборонного производства. Резкое сокращение платежеспособного спроса на внутреннем рынке поставило на грань выживания и те заводы, что не имели прямого отношения к обороне страны. Генеральный директор ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» Ю.С. Комратрв (до 1998 года) отметил в одном из интервью: «Внутренний рынок - предмет постоянной головной боли как для меня, так и для работников отдела сбыта. Наш металлопрокат нужен практически всем, но из этих всех только немногие готовы платить за него уже сейчас. И если бы не Министерство путей сообщения, которое стабильно забирает у нас 35 процентов готовой продукции ., положение комбината на рынках сбыта России можно было бы характеризовать, по меньшей мере, как плачевное».

Критическое положение со сбытом продукции усугубилось наличием на тагильских предприятиях большого количества устаревшего и просто изношенного оборудования. Даже НТМК. будучи пионером в российской металлургии по внедрению ряда новейших технологий, в условиях централизованной экономики вплоть до 1990 г. из-за ограничений в финансировании не имел возможности реализовать разработанные программы полного перехода на современные процессы. В результате к концу XX столетия наряду с конвертерным сохранилось неэффективные мартеновское производство, разливка стали в изложницы, устаревшие прокатные станы и нагревательные печи, что, естественно, имело следствием повышенные затраты на производство металла. Известно, что. когда на Уралхимпласт прибыли для заключения взаимовыгодного союза представители немецкой фирмы «Хехст», то они просто обомлели при виде цеха, где намечалось совместное производство новой продукции. Оборудование, по их мнению, было пригодно только для музея и потому уникально. Пути выхода из кризисной ситуации были очевидны и внешне просты. В условиях рыночной экономики нормальная работа каждого предприятия возможна лишь при выполнении рада требований. Продукция должна пользоваться спросом у потребителя, быть конкурентоспособной не только по качеству, но и по стоимости, производиться с минимальными затратами и обеспечивать необходимый уровень рентабельности и прибыли; используемые технологии должны минимально воздействовать на окружающую среду.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Анкетирование
Анкетирование - разновидность опроса. При анкетировании сбор вербальной первичной информации осуществляется, как правило, при помощи анкеты, без непосредственного контакта исследователя и респондента ...

Транспорт и экономические связи
Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее ра ...

Происхождение названия реки
Для начало хотелось бы немного добавить о происхождении самого названия реки – Волга. Из фактов античной истории известно, что известный в то время греческий ученый по имени Птолемей в своей "Ге ...