Троице-Сергиев Варницкий монастырьСтраница 1
Троице-Сергиев Варницкий монастырь
Историю Варницкого монастыря не назовешь простой. Он разорялся поляками, влачил нищенское существование, был почти до основания разрушен в годы советской власти. Но остались в прошлом беды, и монастырь на родине преподобного Сергия возродился. Как ни лютовала злоба, не удалось ей угасить лампаду перед образом великого угодника Божия.
В первых веках существования Троице-Сергиева Варницкого монастыря известно очень мало. Он не был ни богат, ни знаменит, и теплился, как тихая лампада, обозначая и охраняя место, где родился и вырос преподобный Сергий.
Основана обитель была в 1427 году, пять лет спустя после обретения честных мощей игумена Радонежского. В то время в Ростове и его окрестностях еще живы были люди, которые слышали рассказы своих родителей о преподобных Кирилле и Марии и могли указать основателю монастыря, архиепископу Ростовскому Ефрему, место, где некогда находился их дом. Неизвестно, какое имя носило в то время это селение, расположенное близ речек Ишни и Песошни (последнюю, заросшую травой, сейчас не так-то легко заметить — она открывается взгляду лишь во время разлива). В XVI—XVII веках оно называлось Никольской слободой, об этом мы узнаем из писцовых книг («в слободке Никольской, где бывали варницы на речке Ишне .»). Название это происходило от храма свт. Николая, разобранного вследствие своей ветхости в конце XVII века. В указанное время слобода была довольно многолюдной, здесь стояло три храма, из которых к концу XVIII столетия остался лишь один — во имя свт. Климента, Папы Римского.
Процветание слободки уместно связать с соляным промыслом. Когда добыча соли прекратилась, то и слобода начала пустеть. От соляных варниц ей осталось лишь имя, под которым она известна и сейчас.
А монастырь между тем жил своей смиренной жизнью. Подвижников, известных особыми молитвенностью и прозорливостью, здесь не было, святынь, ради которых паломники были бы готовы преодолевать десятки и сотни верст, — тоже. И поэтому отнюдь не странно, что долгое время он оставался не просто бедным, а очень бедным, и не имел каменных храмов даже в XVII веке, когда уже во многих городских и «пригородных» обителях они появились.
Во время польско-литовского нашествия Варницкий монастырь не избежал печальной участи — интервенты сожгли его и разграбили, выместив еще на монахах свое недовольство тем, что «мало пограбилось», нечего взять было. После этого обитель влачила самое жалкое существование вплоть до 1624 года, когда царь Михаил Федорович дал ей жалованную грамоту. Состояние монастыря несколько поправилось, однако благополучным его все же назвать было сложно.
В 1725 году последовало определение архиепископа Ростовского и Ярославского Георгия, согласно которому Варницкий монастырь обращался в девичий и сюда переводились монахини Рождественского монастыря. Варницкую братию переселили, в свою очередь, в Спасо-Песоцкий монастырь, находившийся бок о бок с Яковлевским монастырем и спустя несколько десятилетий приписанный к нему.
Другое по теме:
Общество
Социальная структура. До 1964 члены королевского клана мухаммадзай (пуштуны союза племен дуррани) традиционно занимали верхнюю ступень социальной иерархической лестницы. Следующий по значению слой со ...
Ногайцы
Ногайцы Астраханской области делятся на 4 подгруппы: юртовские ногайские татары, ногайцы-карагаши, утары и кундровцы. Юртовские ногайские татары Вопрос о происхождении этнической группы юртовских тат ...
Распорядок проведения праздника
Понедельник — встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. С понедельника начинали печь блины. Кажет ...