Троице-Сергиев Варницкий монастырьСтраница 3
В 1831 году летописец оставляет в «Книге» следующую запись: «В обители подвизаются 13 человек: настоятель, три иеромонаха, один вдовый священник, один иеродиакон и семь послушников». Надо думать, «перепись населения» была сделана по велению начальства. Дальнейшие записи говорят главным образом о посещениях монастыря иерархами, поновлениях существующих строений и вкладах благотворителей. Большой интерес вызывает запись от 1892 года: «В память 500-летия преставления преподобного Сергия вблизи монастыря с южной стороны выстроена богадельня для престарелого и бедного духовенства Ярославской епархии и странноприимный дом. Постройки созданы на деньги разных благотворителей, первым из которых был ярославский владыка Иоанафан, Варницкая обитель внесла 1 тысячу рублей». Запись эта показывает, помимо всего прочего, что состояние Варницкого монастыря в течение XIX века настолько поправилось, что он уже сам получил возможность благотворить.
1907 год ознаменовался посещением обители «вновь назначенным на Ярославскую кафедру архиепископом Тихоном (Беллавиным)». Краткая эта помета заставляет нас внутренне вздрогнуть — святитель молился на родине преподобного Сергия. До революции и его избрания Патриархом оставалось десять лет. И менее двадцати — до его кончины. Кажется, не так много времени прошло. Но — целая жизнь, целый век. Здесь: «Архипастырю преподнесли икону от братии монастыря. После осмотра храмов архиепископ последовал в покои настоятеля, где ему был предложен чай». Там — ЧК, ГПУ, постановления ЦК РКП (б), допросы, «тихоновщина», «опиум». Долгая темная ночь.
Но пока идет своим чередом. И выбиваются из этой чреды события радостные, а не скорбные: «1909. 5 февраля в обители произошло чудо на глазах у всей братии, прихожан, паломников, пришедшех на Божественную литургию. Перед литургией в храм была внесена больная женщина, крестьянка из деревни Низова Савинской волости Ростовского уезда Мария Федоровна Васильева. По ее просьбе она была положена у иконы преподобного Сергия Радонежского. Здесь Мария Федоровна усердно, со слезами молилась угоднику Божию. В конце службы она поднялась на колени, а потом и совсем встала, подошла к свечному ящику, взяла свечи и ставила у многих икон, смогла даже подняться на две ступени солеи. У многих свидетелей этого чуда появились на глазах слезы умиления. По окончании Божественной литургии и молебна преподобному Сергию исцеленная и счастливая Мария Васильева в сопровождении мужа и сына свободно вышла из храма и отправилась в свою деревню, славя и благодаря Всесильного Бога и Его угодника преподобного Сергия Радонежского».
Скорбные события начались в 1918 году. Впрочем, «первый звонок» об окончании времен мирных прозвенел еще в 1915 году. Тогда в обитель прибыли «эвакуированные» монахини Полоцкого Спасо-Евфросиньевского монастыря вместе с епархиальным училищем. Они находились в Варницах до конца 1918 года. В канун нового, 1919-го, года монастырь «был занят людьми, изгнанными из ростовских богаделен». Спустя несколько месяцев, 1 марта 1919 года, декретом новой власти Троице-Сергиев Варницкий монастырь был закрыт. Братию приписали к приходской церкви. Начались изъятия монастырского имущества. Последние записи в «Книге» такие: «1923. 20 марта иеромонах Георгий (последний настоятель Варницкой обители) в Яковлевском монастыре возведен во игумена и архимандрита», «1924. 26 февраля архимандрит Георгий по распоряжению безбожной власти выселен из келий и монастыря. 27 февраля. „Гонимый архимандрит Георгий здравствует"». На этом летопись обрывается. Дальнейшая судьба архимандрита Георгия неизвестна. Не знаем мы и о судьбе других варницких иноков. Где настигла их кончина, в каких могилах упокоились они? Кто из них окончил свои дни мирно, кто принял мученическую смерть? Поиски в архивах пока не дают результата, и вопросы остаются без ответов. Но известна судьба Варницкого монастыря. Сначала была ночь — долгая и темная. Разорение храмов, разрушение Троицкого собора. Ночь кончилась. В 1995 году монастырь был возвращен Церкви.
Другое по теме:
Формы брака
Формы кольцевой связи Форму брака можно определить как традицию, регламентирующую осуществление брачного права индивида. Эта традиция может включать в себя два уровня реализации: 1) порядок заключени ...
Основные угольные бассейны россии
Кузнецкий угольный бассейн был открыт в 1721г., широко разрабатывается с 1920-х гг. По запасам и качеству углей Кузбасс – один из крупнейших эксплуатируемых каменноугольных бассейнов мира, где на сра ...
Чувашский национальный костюм
Чувашский национальный костюм Большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Путем сравнительного анализа отдельных частей одежды и украшений наши этнографы пришли к выводу, ...