ЭкономикаСтраница 3
После скачка цен на нефть в 1973–1974, а затем в 1979–1980 правительство приняло меры для уменьшения зависимости страны от этого источника топлива. Они заключаются в более широком использовании импортного угля и сжиженного природного газа, атомной энергии и нетрадиционных источников – энергии солнца и ветра, хотя последние составляют лишь 1,1% общего энергопотребления.
Сельское и лесное хозяйство.
Хотя национальная экономика в первую очередь опирается на промышленность, сельское хозяйство занимает в ней важное место, обеспечивая страну большей частью потребляемого продовольствия. Значение агропроизводства как потенциального места работы резко снизилось после Второй мировой войны.
Под продовольственные культуры отведено более 85% обрабатываемых земель. Рис, составляющий основу пищевого рациона японцев, занимает примерно 55% всех посевных площадей. Культура риса распространена по всей Японии, однако его посевы ограничены на Хоккайдо, где климат недостаточно теплый. Садоводство продолжает укреплять свои и без того традиционно прочные позиции. Важнейшие из собираемых фруктов – цитрусовые – тяготеют к субтропическим районам, расположенным южнее Токио.
Животноводство не преодолело в полной мере своего отставания, хотя мясная и молочная продукция занимает все более важное место в пищевом рационе населения. Производство животноводческих товаров отстает от спроса, который приходится удовлетворять преимущественно за счет растущего импорта.
Многие крестьянские семьи заняты в лесном хозяйстве. Примерно треть лесов принадлежит государству. За энергичным сведением естественной древесной растительности во время Второй мировой войны последовали крупные лесовосстановительные работы. Тем не менее страна вынуждена импортировать около 50% потребляемой древесины.
Рыболовство.
Япония – крупная рыболовная держава. В 1995 продукция рыболовства составила 6 млн. т. Высокой эффективностью отмечен промысел в глубоких водах. В прибрежной зоне лов рыбы ведется с небольших баркасов. В акватории северных островов добываются лососевые, треска и сельдь, у побережья южных островов – тунец, скумбрия и сардины.
Транспорт.
Япония располагает развитой железнодорожной сетью, современным каботажным флотом и неплохой системой автомобильных дорог.
В результате роста парка частных автомашин автобусное и железнодорожное сообщение утратило былую популярность, и легковые машины взяли на себя почти половину всего пассажиропотока.
В Японии налажено внутреннее и международное авиасообщение. Государственная авиакомпания «Джапан эрлайнз» осуществляет прямые полеты из Токио в большинство государств мира.
Внешнеэкономические связи.
Японская экономика в значительной степени зависит от внешней торговли. В 1995 доля Японии в мировом товарном экспорте составила 9%, а в импорте 6,7%, что обеспечило ей вторые места соответственно после США и Германии. Почти все сырье и топливо, используемые в промышленности, приобретается за границей. Основные статьи вывоза – автомобили, железо и сталь, суда, электротехнические и радиоэлектронные товары.
Крупнейший торговый партнер Японии – США, за которыми следуют страны Европейского союза и Китай. Япония – крупнейший инвестор. К 1997 вложения японских компаний в зарубежные предприятия оценивались примерно в 6,6 трлн. иен (500 млрд. долл.). Примерно четверть капиталовложений приходилась на производство сырья, треть – на обрабатывающие отрасли промышленности и более трети – на обеспечение нужд внешней торговли. Основная часть инвестиций была направлена в Северную и Южную Америку, Восточную и Юго-Восточную Азию.
Другое по теме:
Деловой этикет
Немаловажным в деловых отношениях с зарубежными коллегами является знание и уважение правил и традиций их родной страны. В Италии деловые переговоры начинаются с обмена визитными карточками, так что ...
Сущность понятия смертность
Одной из самых болевых медико-демографических проблем социального развития современной России остается высокий уровень смертности населения. В глубокой древности первые учетные операции проводились в ...
Мангу́п
Мангу́п-Кале́; укр. Мангуп, крымскотат. Mangup, Мангуп) — средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма. Столица православного княжества Феодоро, затем турецкая крепость. Распо ...