Статьи » Географический обзор селения » Краткий очерк о происхождении селения

Краткий очерк о происхождении селения
Страница 1

Поскольку до позднего времени ахвахцы в источниках не упоминаются, писать их историю очень трудно. Сложно установить и точное время заселения Тадмагитля, так как отсутствуют достоверные источники, данная местность археологами слабо изучена. Не обнаружены пока ещё и древние памятники, которые могли бы засвидетельствовать время заселения данной территории древнейшими поселенцами. Поэтому приходится исходить из принципа общности исторических процессов, происходивших на территории Дагестана, в частности в его горной части. Исходная дата заселения этого региона видимо относится к IV–II тыс. лет до. н.э., когда Передняя Азия была охвачена начавшимся ещё в эпоху раннего энеолита массовым миграционным движением в Европу, который со временем охватил и весь Кавказ. Дагестан, в силу природно-географических условий и особенностей расположения, был наиболее удобным местом на этом пути. Проходя через Кавказ, в частности Дагестан, эти племена «оставляли часть своих собратьев» в этих краях. Ахвахская земля представляла много удобств для первобытного обитания человека, здесь произрастали густые леса, травы, имелись обильные источники воды. Имелось в Ахвахе и много солнечных мест, горы были богаты живностью.

Эти племена вели оседлый образ жизни, природные условия благоприятствовали развитию здесь земледелия и скотоводства, хотя удобных для земледелия земель было мало. Террасы по склонам гор и по долинам рек возникли из-за нехватки земли и создавались, тяжёлым трудом многих поколений. Можно предположить, что первоначальные формы террасирования в данной местности относятся к достаточно древним периодам исторического развития.

Проблема происхождения дагестанских народов усложняется ещё и тем, что в имеющихся письменных источниках все современные народы Дагестана не упоминаются. Первые сведения о племенах, расселившихся на северных склонах Главного Кавказского хребта, восходят к начальным векам нашей эры. Дальнейшее их проживание на тех же территориях подтверждают армянские и прочие авторы.

Если верить этим преданиям, праотцом ахвахцев является Тахо, он первым обосновался в ахвахском ущелье. Говорят, что у него не было никакой религии, и он был самым заблудшим грузином. Подтверждением этого служит название главной ахвахской горы и имена его потомков: Туручи, Тураали, Тледахан, Бетлан, Бакур, Чамот, Хабир, Гожо. Именами этих людей названы также некоторые местности.

Во времена Тахо (или Туручилава), его сына Тураали или Тледахана у ахвахцев не было объединенных сел. Они обитали на хуторах, в пещерах. У Тураали было два сына, одного звали Ашва, а другого Аша. А у брата Туручи два сына: Изано и Зано. Сын Тураали Ашва выбрал для основания своего села местность, принадлежавшую Гаштиляву на солнечной стороне напротив высокой скалы Чета. Эту местность занимали крупные валуны из белого камня, которые скатились туда в результате землетрясения, оторвавшись от скалы. Временем основания села можно приблизительно считать первый век нашей эры. Село было названо по имени его основателя Ашва. Название современных ахвахцев «Ашвадо» произошло именно от этого имени. И по сей день ахвахцы называют «Инкlа-гьани», на аварском же языке его перевод звучит Кудиябросо. Надо отметить, что со временем это село претерпело очень много изменений, из-за нашествий Мервана, затем войн казикумухских и хунзахских владетелей. Из-за кровавого нашествия войск Тимура, природных катастроф, землетрясений, оползней и других факторов оно изменилось до неузнаваемости. Село было перестроено к востоку, так как это место было удобнее для обороны.

Второй сын Тураали Аша обосновался по левому берегу Аварского Койсу, у восточных подножий горы Тахо. Аша тоже собрал народ из прежних укрытий-пещер и хуторов в единое село, которое тоже было названо по имени основателя. Современное село Ассаб ахвахцы называют Ашадо.

Село Ассаб таким образом было основано в тоже время что и Кудияб-Росо. Ассабцы в древности были частью ахвахского общества. И по сей день ахвахцы считают их своими родственниками. Оказавшись в окружении авароязычных сел, ассабцам тоже пришлось перенять их язык. Но, несмотря на это они имеют одинаковое с ахвахцами обычаи, форму одежды и хозяйственные навыки.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Архиерейский дом.
Этот красивый трехэтажный дом с шестиколонным портиком построен как резиденция пензенских наместников. В 1780 – 1796 гг. правителем пензенского наместничества был генерал-поручик Иван Алексеевич Ступ ...

Предсказание погоды: история и современность
С древних времен и до нашего времени дошли различные мифы о погоде, созданные народами давно исчезнувших цивилизаций. В грозных явлениях природы: извержениях вулканов, вспышках молний, раскатах грома ...

социальная структура, трудовые ресурсы и занятость населения
Социальная структура, трудовые ресурсы и занятость населения. Социальная стратификация населения мира. Трудовые ресурсы – трудоспособное население:-- люди трудоспособного возраста;-- работающие люди ...