Краткий очерк о происхождении селенияСтраница 2
В том же первом веке новой эры возникли села, названные именами внуков Тахо, то есть Зано и Изано. Они были основаны сыновьями Тледахана. Один из них Изано выбрал для села место на восточной стороне и собрал туда людей из окрестных пещер и хуторов. Но село не осталось на изначальном месте. Вначале оно было передвинуто к самой скале, а затем вниз к речке. На это повлияло то, что в начальном месте село не смогло выдержать несколько крупных военных столкновений. И по сегодняшний день можно видеть остатки фундаментов на том месте, где изначально село было основано. Но, несмотря на эти изменения, село, осталось на земле, которой владел Изано. Другой брат Зано построил село на Западе ахвахского ущелья с правой стороны горы Тахо.
Сохранилось предание, согласно которому некий Чилихан, основатель села Изано, поселил одного из своих сыновей в Тенюли (Тад-Магитль), другого в Инкахани (Кудияб-Росо). Возникает предположение о феодальной зависимости двух последних селений от Изано, тем более, что в эпоху развитого позднего Средневековья, когда происходил, по всей вероятности, процесс укрупнения поселений и образования новых, имена с окончанием – хан носили преимущественно феодальные владетели.
Археологические материалы свидетельствуют о заселенности территории села с эпохи энеолита. Сравнительно-исторический анализ данных археологии, этнографии, истории позволяет говорить о непрерывности процесса культурно-экономического развития местного населения, а также о преемственности форм хозяйства, культуры и быта. В древний период истории ахвахцев складывается раннеземледельческая культура и формируется восточно-кавказская этнокультурная общность (V–IV тыс. до н.э.). Примерно с III тыс. до н.э. указанная общность начинает распадаться на отдельные субобщности. Именно последние где-то с I тыс. до н.э. явились основой для образования отдельных дагестанских племен.
Первые сведения о племенах, расселившихся на северных склонах Главного Кавказского хребта, восходят к начальным векам нашей эры. Племена андоцезов известны античным писателям под общим наименованием дидури! Страбон, Клавдий Птолемей, Плиний Старший и другие локализовали андоцезов приблизительно на их нынешних этнических территориях, за пределами границ Кавказской Албании. Дальнейшее их проживание на тех же территориях подтверждают армянские, арабские, грузинские, сирийские и прочие авторы. Археологические материалы, датируемые серединой I тыс. до н.э., говорят о местном населении как о земледельцах, оседлых скотоводах, обществах с высокой культурой металлообработки, о чем говорят Тадмагитлинские могильники. Средневековые грузинские хроники XVII в. среди племен Дагестана выделяют уже ахуалов, ахвалов. Косвенные сведений из этих хроник позволяют говорить об активном участии жителей села вместе с другими дагестанскими народами в военно-политических событиях Восточного Кавказа.
В настоящее время вместе с каратинцами, аварцами и небольшим числом багулалов (селения Тлибишо и Тлисси) они образуют Ахвахский район Республики Дагестан.
О происхождении андоцезских (андодидойских) народностей имеются разные точки зрения. Как указывалось выше, предания связывают освоение этих территорий с грузинами, в исторической науке также утвердилось мнение об их грузинском происхождении. В пользу такого происхождения говорит также топонимический материал Западного Закавказья (Восточной Грузии). Возможно, что в преданиях речь идёт о грузинских миссионерах, которые создавали здесь свои опорные поселения для распространения христианства. Вполне вероятно также, что понятие «грузины», ассоциировалось с понятием «иноверец», ведь на поздней стадии исламизации Дагестана христиане и мусульмане временно уживались совместно на небольшой территории. Вполне предположительно, поэтому, что борьба укреплявшего свои позиции мусульманства и терявшего их христианства сохранились в памяти народа как борьба местных племен и грузин. Возможен и третий вариант. Хунзахские ханы с целью распространения своей власти на соседние вольные общества сажали на эти земли пленных грузин, собирая с них натуральные подати и, вполне вероятно, что речь идёт о борьбе против них за свои земли.
Другое по теме:
Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь
Один из пещерных монастырей в Крыму, в пригороде Севастополя — Инкермане. Возникновение монастыря связано со священномучеником Климентом, Папой Римским в 92-101 годах, сосланного императором Траяном ...
Энергетика
Отдельный вопрос - энергоснабжение Олимпиады. Сочи - глубоко энергодефицитный регион, по схеме электроснабжения являющийся тупиковым. Только в 2004 году была пущена в эксплуатацию первая очередь Сочи ...
Население
Население Йемена состоит в основном из арабских племен, исповедующих ислам. Неарабское население включает главным образом выходцев из Индии, Пакистана и Сомали. По оценке на 1996, население страны со ...