Заключение
В целом общий культурный уровень Красноярска того времени был невысоким. Начинания энтузиастов, как правило, глохли в маленьком уездном городке. Так, через два года после приезда Г. Ф. Скрябина в Красноярск его лишили права преподавания, а латинскую школу перевели в Енисейск. С. М. Кашкарев, пробыв в Красноярске три года, был вынужден уехать из города. В начале XIX века он, по свидетельству Спасского, жил в страшной бедности и, занимаясь флорой Хакасии и Алтая, бесплатно оказывал медицинскую помощь простым людям. Через пять лет красноярцы уже не нашли средств на малое народное училище, и его в 1795 году закрыли.
Итак, Красноярск начинался как приграничный острог, который надежно прикрыл пашни и деревни первых русских поселенцев и принес возможность мирной жизни приенисейским данникам-киштымам воинственных кыргызских князцов, северомонгольских алтын-ханов и джунгарских правителей. Почти столетие эти военно-политические функции во многом определяли социально-сословный состав и хозяйственно-бытовой уклад красноярцев.
В XVIII столетии город, хотя численно не рос, но в нем происходили серьезные социально-экономические изменения. Одна из самых крупных в Сибири по гарнизону крепость превратилась в самый крупный в своем уезде торгово-ремесленный и довольно видный сельскохозяйственный центр. Но товарно-распределительные функции города были явно преобладающими.
Заметно изменился социальный облик горожан. Разнообразнее стал состав служебных категорий его жителей, то есть дворян-чиновников, канцелярских служителей, офицеров, солдат, казаков и духовенства, которые являлись основной социальной опорой центральной власти и проводниками государственно-централизованных форм феодально-крепостнической эксплуатации. При этом частные интересы их служебно-имущей верхушки несколько расходились с казенными интересами. Эта верхушка нелегально обзаводилась хозяйствами помещичьего типа, пытаясь, стать крепостниками частно-вотчинного типа, что не устраивало ни верховную власть, ни социальные низы. Труженики, стремясь жить по-своему, во многом нарушали насаждаемый властями порядок. Многочисленными были городские крестьяне, среди которых, кроме ссыльных посельщиков, все заметнее к концу XVIII века становились неимущие сельские бедняки. Почти каждый третий горожанин занимался хлебопашеством, что тоже было нарушением узкосословного принципа, по которому член посадской городской общины обязан быть только ремесленником или торговцем.
Теоретически пространственно-встречные процессы выделения городских крестьян и сельских посадских — хлебопашцев можно свести к действию второго общественного разделения труда, когда торгово-ремесленные занятия выделяются из сельскохозяйственных, а город все полнее обособляется от деревни (см. рис. 12). Однако в Красноярске, впрочем, как и во многих других сибирских и российских городах XVIII столетия, сущность названных явлений была более сложной. Во многом они определялись социальным, в сословной форме, противодействием низов крепостническому нажиму сверху.
Общий культурно-бытовой уровень Красноярска был типичным для уездного города позднефеодальной эпохи, хотя в отдельных случаях он выгодно отличался от сибирских и даже российских городов.
Другое по теме:
Общество
Бльшая часть йеменского общества остается приверженной традиционной племенной организации и обычаям, а также религиозным традициям. Крупнейшими племенными конфедерациями являются хашиб и бакил. Центр ...
Особенности организации производства на территории
Структура экономики Китая носит явный отпечаток аграрно-индустриального национального хозяйства. Характерная черта современной китайской экономики - зависимость ее от внешнего рынка. По темпам роста ...
Усадьба Шуваловых
Дворец Воронцовых-Дашковых был построен в начале 20 века (1912 – 1915 гг.) архитектором С.С. Кричинским (по образу и подобию дворца Александры Федоровны, жены Николая I, в Палермо) для последней влад ...