Якутская хомусная музыка и его древняя технология
изготовленияСтраница 1
Музыкальный инструмент варган (греч. ог§апоп) распространяет у многих народов земли на всех континентах. Имеет свой специфический размер, форму и в зависимости от этого своеобразное звучание. Он изготовляется из металла, дерева, кости и в музыкальной системе по способу крепления язычка инструмента к его корпусу подразделяется на две разновидности: идиоглотический и гетероглотический.
Идеоглотические варганы (деревянные, костяные, медные, изготовленные из цельного материала) имеют ареал распространения в основном в Азии.
Гетероглотические (с креплением язычка к основанию корпуса) - в Евразии, Америке, Африке.
Возраст этого музыкального инструмента окончательно еще не уточнен, но некоторые археологические данные в Центральной Азии, Японии, Северной Европе свидетельствуют, что варган имеет не одну тысячелетнюю историю (П. Фокс, В. Крейн, В. Бакс, Л. Тадагава).
По материалам музыковедов нашего столетия инструмент этот широко бытовал в VII - VIII вв. в Средней Азии и Швейцарии, в XIV - XV вв. в Швейцарии и Румынии. В Европе с XVI в. До настоящего времени варган занимает более высокое место среди иерархии музыкальных инструментов.
Сохранилось множество исторических фактов об исполнителях XVII -XIX вв. Играли на варгане и интересовались им такие великие личности, как А. Линкольн и Петр Первый. В европейских странах варган имел свой «золотой век», продолжавшийся до 1850 г. С 1765 г. Австрийский и органист, учитель Л. Бетховена Иоганн Георг Альбрехтсбергер написал несколько симфонических концертов для варгана. Музыковедами той и поздней эпохи величайшим всех времен варганистом признан Карл Ойленштейн (1803-1890 гг.).
Существует любопытное наблюдение охотников о том, что дребезжание щепы обломленного ствола привлекает внимание медведя, то есть иногда медведь специально оттягивает одну из щепок обломленного ствола дерева и опускает ее после чего стоит и долго прислушивается к дребезжанию древесины. При чем, по мере его затухания медведь снова защипывает эту же щепку и возобновляет ее колебания. Этот процесс, как нам кажется, отдаленно напоминает принцип звукоизвлечения на деревянном хомусе. Вполне возможно, что таежным охотникам, способ музыцирования на деревянном хомусе и был подсказан наблюдениями за живой природой.
Живые традиции народной музыкальной культуры всегда способствуют сближению и взаимопониманию людей, благодаря тому, что язык музыки интернационален и по своей природе понятен человеку любой национальности. В частности, чарующие звуки варгана (хомуса), темир комуза, готуза, пармупиля, пымеля, кумаза, и др., раздающиеся из разных континентов земли, имеют словно магическую силу, объединяющую и настраивающую людей на творческое созидание.
Этот музыкальный инструмент дошел до наших дней из глубины веков благодаря нашим кузнецам. С незапамятных времен наш народ славился искусными мастерами кузнецами. Об этом свидетельствуют многочисленные легенды, сказки и эпос.(21)
Как полагают ученые, уже в X - XII вв. у племен, являющихся предками якутов было развито кузнечное ремесло.
В старину у якутов, вплоть до XIX в. Широко бытовали различные разновидности варгана: «КулуЬун хомус» (камышовый хомус), «Мас хомус» (деревянный хомус). Но постепенно на первый план выходит «Тимир хомус» (железный хомус) и «Икки тыллаах хомус» (двуязычковый хомус). Первые три из них были известны только до середины XIX в. И забыты. Двуязычковый хомус также не получит широкого распространения, по-видимому, из-за неотработанности технологии изготовления и приемов игры.
Из написанного мы пришли к выводу, что кузнецы уже с древних времен усовершенствовали хомус на протяжении веков.(21)
Традиционный классический одноязычковый железный хомус, широко распространенный в республике, состоит из подковообразного ободка в виде пиры с суживающимися двумя «щеками». Известно, что мастера выбирали материал корпуса и язычка по твердости, которые определяют по тому, насколько поддается материал напильнику с мелким наждаком, при этом у каждого мастера выработано свое чувство металла. Корпус изготовляется обычно путем холодной ковки из более мягкого материала, чем язычок. Ковка называется с позиций металловедения «холодной» даже когда заготовка нагревается до 600°С; ниже этой температуры не происходят так называемые рекристаллизационные процессы, т.е. после обработки металл продолжает сохранять свои полученные свойства. С позиций обеспечения звучания хомуса весьма важен выбор, материал язычка должен быть достаточно упругим и обладать достаточно высокой твердостью, в то же время не быть хрупким и обладать высокой сопротивляемостью малым пластическим деформациям. Якутские кузнецы при изготовлении языка хомуса следуют, в основном, двумя путями:
Другое по теме:
Дизайн-спецификация
1. Что за изделие - хомус 2. Конечный потребитель - любители играть на хомусе 3. Какая потребность будет удовлетворена - игра на хомусе. 4. Функциональное назначение – получение музыкальных звуков 5. ...
Россия и западная Сибирь
Бескрайние просторы Западной Сибири в XVI столетии был малозаселенной и плохо освоенной в хозяйственном отношении территорией. На крайнем Севере обитали немногочисленные племена самоедов, объединенны ...
Экономика
КНДР Данные о национальном продукте КНДР и балансе платежей отсутствуют, а сведения о производстве разрозненны и даются в натуральных показателях или в процентном выражении по отношению к неопределен ...