Якутская хомусная музыка и его древняя технология
изготовленияСтраница 6
За тайнами якутского хомуса
За последние годы якутский хомус претерпел серьезные изменения как в отношении внешних конструктивных элементов, так и в части музыкальных качеств. Этому способствовали разные обстоятельсва.
Во-первых, виртуозы-исполнители за сравнительно короткий срок резко расширили диапазон исполнительского мастерства, открыли широкий простор для творчества фантазии и сочинительской деятельности.
Во-вторых, мастера-умельцы начали приоткрывать технологические секреты старых ремесленников.
В-третьих, хомусное искусство возрождается в атмосфере повышенного интереса к народной фольклорной музыке.
В результате этих позитивных процессов созданы различные варианты сольных инструментов: двуязычковые и тонированные хомусы на шарнирах, укомплектованные в цельный блок, а также специальные детские и концертные хомусы. Каждый умелец создаёт свою собственную модель конструктивного решения. По виду и внешним признакам хомуса профессионалы-исполнители узнают почерк мастера кузнечного производства. Отдельные ремесленники технику и технологию изготовления инструмента доводят до ювелирного совершенства. Среди изготовителей якутских хомусов особым уважением и почетом пользуются мастера, создающие «говорящие» и «певучие» инструменты.
О японских варганах тысячелетней давности
21 октября 1989 года в городе Омия префектуры Саитама на археологической площадке под названием «остатки углубления из-под жилища №4» синтоистского храма Хикава был обнаружен железный предмет, в котором впоследствии признали варган. Вначале предложили, что это несколько железных наконечников копья, соединённых вместе. Предмет был найден в северо-западном углу в наклонном положении кольцевой частью вниз и двумя ручками вверх. По типу и строению глиняных изделий, найденных вместе, определён возраст предмета - первая половина 10 века Хэйан, когда столицей Японии был город Киото.
Второй подобный железный предмет обнаружен в одной из ям остатков «многостолбового сооружения №2», расположенного в менее 10 метрах севернее от места раскопок первого железного предмета. К сожалению, детали обнаружения неизвестны кроме факта, что он найден в одной из четырёх ям с северной стороны (всего ям 16). Предположительно, предмет был закопан в яму столба, извлечённого по каким-то причинам, в первой половине 10-го века, что можно объяснить следующим фактами:
1. из-под пола данного сооружения найдена монета енги-цухо - однаиз династических монет, изготовленных в 907 году, и которая былазакопана, «возможно, в дар духу земли»;
2. судя по ямам, сооружение дважды разрушалось приблизительно впервой половине 10-го века.
С 1884 года восточные реликты храма Хикава входят в территорию парка Омия, но до этого они принадлежали храму Хикава, самому крупному в районе Мусаси (нынешний Канто, включающий 6 префектур и город Токио). Именно к синтоистскому храму Хикава восходит название города Омия, что означает «большой храм». Расстояние от храма до центра археологических раскопок небольшое, около 250 метров к востоку-северовостоку. Таким образом, синтоистский храм Хикава является одним из важных компонентов в рассмотрении археологических находок.
Раскопки проводились Комитетом по исследованию реликтов Омия с сентября 1989 г. по март 1993 г., за которым последовало расширение бейсбольной площадки в парке.
Были сделаны рентгеновские снимки обоих найденных железных предметов. Оказалось, их округленной части и двух ручек, а также из тонкой пластинки, расположенной между ручками.
Проверили вероятность того, что находки - пара железных ножниц или ключи, но рентгеновские снимки показали совершенно другое строение. Точка зрения, что это несколько железных наконечников копья или гвозди, соединённые друг с другом, была отвергнута по следующей причине: «почти невозможно найти два одинаковых предмета, сделанных случайно». Это очень большая удача, что оба предмета найдены недалеко друг от друга. Другими словами можно сказать, что два предмета были изготовлены схожими по форме, размеру и структуре преднамеренно, а не случайно.
Позже бывший профессор Университета Чуо Инао Тентаро, занимающийся исследованием ключей и замков, указал, что найденные предметы являются варганами куокин и об этом музыкальном инструменте упомянуто в главе об играх энциклопедии «Кодзируйэн», завершённой в 1914 году. Бывший профессор Университета Радиовещания Сибато Минао, композитор и один из первых сторонников музыкальной археологии, рассмотрев реликты, оценил их как варганы. Однако, по призванию Сибата, у него нет полной уверенности, а только осторожное предположение считать их варганами. Если даже они варганы, остаётся сомнение насчёт реальности их тысячелетнего возраста.
Отсюда приходим к выводу нужно изготовить хомус, в традиционной форме, но по новым технологиям.
Другое по теме:
Приволжские калмыки
Приволжские калмыки (тюрк, кадмак - «оставшиеся» (язычниками); историческое самоназвание «ойраты», современное самоназвание «хальмг») - общее название для части западно-монгольских, или ойратских пле ...
Монастырь Челтер
Наконец показалось село Терновка, а за ним, уже можно разглядеть и стены Шулданского монастыря. А за стенами монастыря в отвесной скале различимы "черные глазницы". "Черные глазницы&qu ...
Охрана водных ресурсов и рациональное водопользование
Имеются ли у человечества возможности преодоления водного кризиса? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть две взаимосвязанные проблемы: 1) количественное исчерпание запасов доступных п ...