Народный фольклор юкагировСтраница 1
Фольклор юкагиров в жанровом отношении представлен волшебными (чуульдьии) и героическими (ньиэдьиил) сказками. К последним относятся легенды, исторические предания, были, а также охотничьи истории. Кроме того, записано несколько загадок, поговорок, заговоров-обращений к духам-хозяевам. Сведений о наличии эпических сказаний нет. Единственный фрагмент подобного рода – сказка о Петре Бэрбэкине, которая, очевидно, претерпела многочисленными трансформации и подверглась влиянию русского фольклора.
Значительно большую автохтонность сохраняют этиологические сказки тексты о происхождении различных элементов этнического ландшафта, в т.ч. конкретных географических объектов. Известны своеобразные «исторические карты», где показывалось происхождение островов на р. Колыме и некоторых приречных гор.
У лесных (верхнеколымских) юкагиров известны три сказки о происхождении луны и лунных пятен. Согласно одной, в луну превратился бродяга, выпрашивавший еду у людей. Чередование лунных фаз объясняется изменением внешности человека: появляется голодный и тощий, полнеет и радуется, накормленный людьми; вновь голодает, худеет и уходит. В полнолуние в очертаниях лунных пятен видны черты довольно улыбающегося мужского лица. Мужским персонажем луна выступает и в др. сказке, где из жалости принимает к себе девочку-сироту. В третьей сказке лунные пятна интерпретируются как фигуры старика-шамана, наковальни и зайца, унесенные и прилипшие к луне в результате шаманства «всего заячьего народа». Композиционное прочтение изображения, а также присутствие в нем фигуры зайца обнаруживают аналогии в традиционных воззрениях на луну народов Юго-Восточной Азии.
Сюжеты волшебных сказок связаны с мифологией юкагиров, в частности, с космогоническим мифом. У юкагиров известны три варианта этого мифа. Первый записан В.И. Иохельсоном в 1924: ворону, птичку и гагару Христос просит принести землю. Гагара ничего не принесла. Христос рассердился и сделал так, что гагары сносят яйца только на воде. Второй вариант: два брата – Христос и Сатана – плавают по первобытному океану. Христос отправляет Сатану за землей и наказывает: «Землю брать будешь, скажи: прости Христос!» Сатана обращается гагарой, ныряет, берет землю, но забывает сказать нужные слова – земля высыпается у него между пальцами; тогда Христос и Сатана вычищают землю из-под длинных ногтей Сатаны; получается большая гора земли; Христос дует, гора рассыпается – так появляются суша и горы; Сатана ныряет под воду и больше не показывается. Третий вариант, записанный в 1979 Е.А. Крейновичем у нижнеколымских юкагиров на их диалекте, совершенно отличен от двух первых: Хойл – бог – помещает немного земли на спину утки, в середину этой земли кладет щуку и пускает утку плавать; все это покрывается пылью, и так появляется земля.
В системе религиозных воззрений верхнеколымских юкагиров главное божество – солнце. В фольклорных текстах солнечное божество – абстрактный, одушевленный персонаж неопределенной природы, строгий наблюдатель, судья и вершитель. Юкагиры страшились его гнева.
Среди волшебных сказок выделяется цикл (около 10) сказок о гигантском людоеде Чульдии Полут (сказочный старик). Персонажи ряда юкагир. сказок восходят к древнейшим мифологическим пластам (старухи, ледяные старики, Дебегей/Тебегей), символические фрагменты этих рассказов обнаруживают параллелизм в рамках урало-юкагирской языковой общности.
В сказках о животных действуют обитатели тайги и тундры: медведь, росомаха, лось, сев. олень, рысь, лисица, волк. Особенно отмечен образ зайца (тотемное животное), умного, коварного, всепобеждающего. Любопытная черта сказок о животных, а возможно, и юкагир. фольклора вообще – распространенность мотива оборотничества, способности людей превращаться в зверей и птиц и наоборот.
Музыка юкагиров включает несколько различных этнических традиций: фольклорное интонирование вадулов – нижнеколымских, или тундровых юкагиров; одулов – верхнеколымских, или лесных Юкагиров; чуванцев – анадырских юкагиров и фольклорно-музыкальные традиции старорусских поселенцев – марковцев, походцев и устьинцев, сохранивших некоторые уникальные жанры не только русского, но и местного юкагирского фольклора.
Центральное место в музыке вадулов занимает вокальная традиция яхтэ, имеющая несколько жанровых подразделений: яхтэрил – песенные восхваления людей, животных или отд. бытовых предметов; антэтльэл яхтэ – песенное благословение; лёлдэи, лёлдэл – колыбельный напев; мумны яхтэ (песни-отростки) – краткие песенные «воспоминания» некогда продолжит. песенных высказываний; иимуйрукун яхтэ (песня веселого настроения) – песня, исполняемая в состоянии опьянения; помосэсул яхтэ – песня-подражание (повторение чужой песни). Понятия «мелодия» и «голос» у вадулов обозначаются общим термином ангадельил, однако существует довольно тонкая понятийная дифференциация областей звукопроизведения: чэйдиличил – вокальная трель на долгом звуке, льаругал – плавная вибрация голоса и др. В структурном отношении мелодии вадулов представляют собой сочетание декламационного повторения тона одной высоты, скачкообразных переходов к разным высотам (кварто-квинтовая хазматоника), трелеобразного или вибрационного украшения долгого звука, опевания соседних звуков (секундовая и терциевая олиготоника).
Другое по теме:
Рельеф
Астраханской области
Территория Астраханской области в тектоническом отношении располагается в пределах двух платформ: значительная часть приурочена к докембрийской Восточно-Европейской платформе, самая южная – к эпигерц ...
Усадьба Шуваловых
Дворец Воронцовых-Дашковых был построен в начале 20 века (1912 – 1915 гг.) архитектором С.С. Кричинским (по образу и подобию дворца Александры Федоровны, жены Николая I, в Палермо) для последней влад ...
Характеристика растительности
Флористический состав Видовой состав флоры области не богат. Современная растительность Прикаспия сложилась примерно в последние 15 - 16 тысяч лет. За это время здесь в жестких стрессовых условиях су ...