Этнический состав населения Республики АлтайСтраница 3
Весной 1879 г., перейдя российско-китайскую границу, группа казахов из рода Кирей численностью до 1000 кибиток перекочевала из Западной Монголии в Чуйскую степь Горного Алтая. Пришельцы сразу же повели себя агрессивно, угоняя скот, разоряя и захватывая кочевья алтайцев. В это время русскими властями предпринимались определенные шаги, вплоть до применения вооруженных действий, с целью защитить интересы алтайцев. В частности удалось отбить у казахов более 1100 угнанных лошадей и вытеснить большую часть киреитов в пределы Цинской империи. Однако часть казахов осталось в Чуйской долине.
Кирейские роды Кобеш и Джелкаши обратились к русским властям с просьбой разрешить им кочевать в районе реки Чуй, обещая жить мирно. Разрешения на этот счет не последовало, но и действенных мер по выселению казахов не было предпринято. Несмотря на свои обещания властям не предпринимать агрессивных действий в отношении алтайцев, казахи-киреиты, являясь подданными Цинской империи продолжали грабежи и насилия коренного населения Чуйской степи, занимая лучшие алтайские кочевья. Жалобы алтайцев властям на этот счет оставались без последствий. В Чуйской долине российская власть была представлена одним урядником, находящимся в Кош-Агаче, который не мог предотвратить бесчинств со стороны казахов. Держать же на Чуе воинскую команду власти считали нецелесообразным.
В конце 1880-х гг. в Чуйскую долину переселились казахи из рода Сарыкалдака. В 1893 г. на Чую перекочевало порядка 100 кибиток казахов Чингистайского рода. В отличие от киреитов, они являлись российскими подданными и были приписаны к волостям Семипалатинской области. Однако и эти пришельцы вели себя агрессивно. Их появление повлекло за собой дальнейшее стеснение алтайцев « в зверопромышленности и в сборе кедровых орехов». На этот раз российские власти предприняли соответствующие меры, и большая часть казахов была выдворена в 1894 г. за пределы Горного Алтая. Однако часть из них, как и ранее часть киреитов, сумели закрепиться на Чуе.[91]
По данным переписи 1897 г., в Чуйской долине проживало 559 казахов. К этому времени власти смирились с их присутствием на юге Горного Алтая. В 1898 и 1900 гг. киреиты, прикочевавшие на Чую в 1879 г., были поэтапно приняты в российское подданство и приписаны ко 2-й Чуйской волости. Отныне они должны были выплачивать алтайцам этой волости ежегодно 500 руб. за пользование пастбищными угодьями.
Род Сарыкалдака и чингистайцы получили официальное разрешение властей на жительство в Чуйской долине только в 1913 г. с образованием в урочище Юстыд особой Киргизской волости. Те из казахов, кто не принял российское подданство, по договоренности с китайскими властями подлежал немедленной высылке на сопредельную территорию Китая. Несмотря на это, захваты кочевий продолжались, накаляя тем самым межэтническую обстановку. Алтайцы были полностью вытеснены за 50-километровую зону вдоль российской границы.[92]
К 1917г. на юге Горного Алтая проживало уже около 2000 казахов. Высокий уровень сплоченности, взаимопомощь и сохранение родовых связей с основными этническими массами позволили казахам составить серьезную конкуренцию алтайскому этносу в Чуйской долине Горного Алтая.[93] Эта конкуренция нередко во второй половине XIX-начале XX в. принимала формы межэтнической конфронтации.
Однако не всегда отношения между казахскими и алтайскими национальностями имели негативный оттенок. Глубокое знакомство с лучшими традициями и обычаями, проведение совместных культурных, спортивных, образовательных мероприятий с лозунгом «Наш общий дом - Алтай», историческая апелляция, заостренная не на конфликтности, а на общности тюркского происхождения, многовековой традиции совместного проживания в едином пространстве служат не только выработке взаимной толерантности, но и укреплению дружеских отношений между алтайцами и казахами.
Таким образом, переселившиеся русские крестьяне селились рядом с алтайцами, перенимая у них необходимые навыки для выживания в местных условиях. В то же время, переселенцы влияли на аборигенов – кочевой народ постепенно становился оседлым, алтайцы интенсивней стали заниматься земледелием и принимали православие. Живя бок о бок с русским народом, алтайцы многое взяли у них, собственные традиции трансформировались, многие обычаи были забыты. Алтайцы, вместе с другими народами, прошли тяжелые испытания, которые принесла Гражданская, Великая Отечественная войны и репрессии. Исследовав переписи населения 1926 г., 1939 и 1989 г. стало очевидно, что население республики развивалось не равномерно, как и все население страны. Причиной такого дисбаланса в развитии всего населения послужили вышеназванные события. Данные переписей отражены в диаграмме. ( Приложение 3, диаграмма 1).
Другое по теме:
Боровск в XVII–XVIII
Начало нового века грянуло смутным временем России. Тогда отношения Москвы с Литвой были особенно напряженными. Граница с Литвой проходила по Угре- это не так уж далеко от Боровска, к тому же крымски ...
Семейные обычаи
Система взаимопомощи Исследователи XIX века обращали внимание на то, что каждая селькупская семья считала своим долгом помочь соседям (тем более родственникам), попавшим по тем или иным причинам в за ...
Бытовая культура из истории эфиопов
Ранее, в те времена главным занятием абиссинцев являлось земледелие, которое происходило с арабских нагорий, откуда и пришли первые семитские переселенцы. Особо ценным даром Абиссинии со стороны древ ...