Титульный этнос Республики Алтай
Страница 2

Общую антропологическую характеристику этногенеза алтайцев дали исследователи Н.М. Ялбачева и Т.А. Стрельцова. Пои их мнению, различия алтайцев заключаются не только в культуре и быте, но и в антропологическом типе, свидетельствующее о различном этническом происхождении и различной истории культуры южных и северных алтайцев.

«Большие антропологические различия между южными и северными группами алтайцев не вызывают сомнения. Южные алтайцы относятся нашими антропологами, как и тувинцы, буряты, монголы, якуты к наиболее монголоидному, так называемому центрально - азиатскому и южно - сибирскому типам. У северных алтайцев монголоидность основных антропологических признаков выражена гораздо слабее, но у них наличествуют европеоидные признаки. Северные алтайцы относятся антропологически, вместе с рядом угорских и солоидийских народностей, к уральскому типу. Следовательно, северные алтайцы, особенно шорцы и кумандинцы, обнаруживают общность антропологического типа по измерительным и описательным признакам не с южными алтайцами, а с обскими уграми: хантами и манси».[105]

Таким образом, видно, что вопрос об этногенезе алтайских племен очень запутан и обширен. Можно сделать вывод, что северные алтайцы - это смешение угорских, енисейских и самодийских групп, а также больше подвергались ассимиляции со стороны русского населения, поэтому у них больше представителей с европеоидными чертами. Южные алтайцы - смешение монгольских групп и по антропологическому типу имеют монголоидные черты.

Несмотря на это, все коренное население Республики Алтай идентифицирует себя как алтайцы и считает себя единым народом. Консолидация алтайских племен в единый народ началось в результате политики национального строительства советского правительства в 1920 -1930-е годы.[106] В советский период практически исчезает разделение алтайцев на южных и северных, но с конца 1980-х годов алтайцами, как и другими народами России, овладело стремление к возрождению своих традиционных культурных и духовных ценностей. Начинается процесс возрождения забытых традиций, обрядов, праздников: например, только с 1990-х гг. начинают проводить свадьбы сначала по алтайским традициям, а затем - по русским. В советское время алтайские традиции и обряды практически не использовались.

В условиях перехода к рыночным отношениям, углубления социально - экономического кризиса, во второй половине 1990 -х годов социальное положение населения резко ухудшилось. В законодательном и практическом плане не были выработаны эффективные меры по защите населения РА от неизбежных негативных факторов переходного периода. В очень сложном состоянии оказалось коренное население РА, особенно ее северных районов. На то были объективные причины. Прежде всего, «на рубеже XIX-XX веков алтайцы, как и некоторые другие народы не прошли этап капитализации, а следовательно не имели опыта жизнедеятельности (предпринимательства) в рыночных условиях. Большинство алтайского населения не вовлечено в процесс урбанизации, т. е. живет в сельской местности и сохраняет традиционные черты хозяйства и быта».[107]

По данным переписи 2002 года по Республике Алтай в Горно-Алтайске проживало 16,3% алтайцев. А по остальным коренным этносам - теленгитам, тубаларам и челканцам - данный показатель составил соответственно 3,7; 7,8 и 13,6%.[108]

Также в результате нерационального использования лесных угодий, был нанесен большой урон массивам хвойных лесов (особенно кедрач) и вытоптаны скотом горные пастбища. Это способствовало общему упадку хозяйства и ограничению источников жизнеобеспечения сельских жителей. Существенным фактором является миграция населения, особенно проявившееся в советское время. Приток населения существенно повлияли на нациноальный состав населения Горного Алтая. Например, удельный вес алтайцев (включая коренные этнические группы) среди всего населения снизился с 42,4% в 1926 г. До 24,2% в 1939 г. И на таком уровне оставался до 1959 г. Лишь в последующий период происходит постепенный рост их численности и удельного веса, достигшего в 2002 г. 33,4%.

Усилилось также дисперсное расселения коренного населения, особенно в северных районах (Турочакском, Чойчком, Майминском). У жителей северных районов были отчуждены для леспромхозов территории их традиционного природопользования (места охоты, сбора кедрового ореха). Наконец, «горбачевская перестройка» и развал СССР привел к разброду, шатаниям в умах и поступках людей. Социальная жизнь в республике в 1990 -х гг. характеризовалась острейшей борьбой политических группировок, разбросом идеологических установок, попытками разжигания межнациональной розни, ростом преступности, сменой нравственно - духовных, культурных ориентиров. Все эти явления оказали непосредственное влияние на этнические процессы среди коренной части населения РА.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Электроснабжение
Потребность в электроэнергии Брянской области обеспечивается как собственными источниками, расположенными на территории области, так и с оптового рынка электроэнергии и мощности. Источниками, вырабат ...

Растительный и животный мир
Ученые доказали, что ранее Антарктида была зеленым городом. А подо льдом горы, долины, равнины, русла бывших рек, чаши бывших озер. Миллионы лет назад на этой земле не было вечной зимы. Здесь было те ...

Формирование Баскунчакского соляного массива
Морские и континентальные условия одновременно на всей территории были неодинаковыми. Например, в раннепермское время 240 млн. лет назад южная часть Астраханской области представляла собой невысокую ...