Статьи » Семья у селькупов » Поздние формы семейной организации – неразделенная и малая семья

Поздние формы семейной организации – неразделенная и малая семья
Страница 2

Таким образом, женщинам приходилось выполнять не только подавляющую часть домашней работы и смотреть за детьми, но и непосредственно участвовать в промыслах.

Каково же было отношение к женщине членов семьи? Характеризуя положение замужней женщины, Н. Костриков писал, что она «рабски исполняет все желания мужа». Женщина «со времени выхода замуж должна покоряться всем прихотям мужа, работая неустанно за него и за себя». «Самоед в своей семье считался полным владыкою. Жена – раба его. Что он ей прикажет, то она и делает. Заставит он ее плясать – она пляшет. Заставит исполнять ту или иную работу – она беспрекословно исполняет»; муж, недовольный своей женой, «поступает [с ней] жестоко или, наконец, прогоняет вовсе». «В чуме у каждого свое место. Место жены всегда около дверей» (это место считалось у селькупов «поганым»).

Приниженное положение занимала не только жена по отношению к мужу, но и мать по отношению к взрослому сыну: «Молодой остяк после долговременной отлучки из родного чума, возвратившись домой, без всякого привета и разговоров садится к очагу и принимается за предложенную пищу, а мать в это время распрягает оленей».

Наиболее бесправным в семье было положение невестки, когда молодые жили с родителями мужа.

Приведенные факты позволяют нам с уверенностью определить селькупскую семью как патриархальную.

Таким образом, у селькупов в XIX в. наряду с братской семьей существовал иной, сменивший ее затем тип семейной организации. Он представлял собой сочетание малой моногамной семьи многопоколенной (чаще всего – трехпоколенной) семьи, которую еще называют неразделенной (старшие сыновья выделялись, а с родителями жил младший женатый сын). Неразделенная и малая семьи не являлись антагонистами – они на разных этапах своего существования порождали друг друга. Их сочетание определяло ведущую форму семейной организации селькупов. Следует, однако, отметить, что сами селькупы особенно выделяли именно малую семью.

Число малых семей должно превышать количество неразделенных, так как чаще всего в селькупской семье было не менее двух-трех сыновей. Оно составляло в среднем 65-70 %.

В реальной жизни процесс трансформации братской семьи шел постепенно, в чем наряду с причинами экономического характера определенную роль играли консервативные традиционные представления о структуре семьи, тормозившие ее развитие.

Сравнительно быстрая смена архаической семейной общины преобладанием семейных отношений обусловлена резко возросшей в XIX в. товарностью селькупского хозяйства (в основном – промысла пушного зверя). Значение товарного промысла обеспечивалось не только спросом на меха, но и тем, что в это время у селькупов появилось огнестрельное оружие, резко повысившее эффективность промысла.

Резкое повышение значения охотничьего, индивидуального по характеру, промысла, обеспечивающего товарную продукцию хозяйства, способствовало выявлению личной доли участия каждого добытчика.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Народные традиции, этнография и охрана природы Крыма
Как и у каждого народа мира, у нас есть свои особенности, которые могут показаться гостю довольно необычными. Например, местная кухня. Гостя из России вряд ли удивишь борщом, который прочно вошел и в ...

Руды тяжелых цветных металлов
Медь . Прогнозные ресурсы меди России оценива­ются в 66,5 млн т. Большая их часть находится в Уральском (32,5 %), Сибирском (21,1 %), Приволжском (17 %) и Дальнево­сточном (16,4 %) федеральных округа ...

Основные принципы формирования Этнографического Центра Истории и Культуры Астраханской Области
Этнографический центр формируется из трех основных зон: 1. общественно деловой цент 2. Культурно досуговый центр 3. Трерритория этнографических групп и поселений Общественно центр будет включать след ...