У истоковСтраница 1
В Астрахани с начала XVIII века уже имелось профессиональное музыкальное искусство, культивируемое церковью. Так, первый русский профессор и академик В. К. Тредиаковский был певчим архиерейского хора в училище при Троицком монастыре (на территории астраханского кремля), а позднее, в Петербурге, помимо научных и литературных занятий он сочинял духовные концерты[1]. О том, что в Астрахани проявляли интерес к музыке, говорят немногочисленные, принадлежащие ныне книголюбам рукописные сборники церковных песнопений с крюковой нотацией, имеющие, по-видимому, древнее происхождение. Примечательно также хранящееся в библиотеке Астраханского областного историко-архитектурного музея-заповедника (далее краеведческий музей) латинское «Наставление по хоральному пению», которое содержит нотные тексты на четырехлинейном нотном стане; судя по рукописным пометкам, оно принадлежало католическим монахам-капуцинам, жившим в городе в начале XVIII века.
Достоверные сведения о конкретных деяниях в области музыкальной культуры Астрахани относятся к началу XIX века. Они связаны с личностью И. В. Добровольского, а отчасти и его братьев.
Работа И. В. Добровольского в театре оказалась непродолжительной. Чиновники Казанского учебного округа, которым подчинялись гимназия и театр, вынудили его уйти со службы. Дальнейшая судьба музыканта мало известна. Имя его брата Николая (скрипача) упоминается в заметках о концертах в Астрахани до 1853 года.
«Азиатский музыкальный журнал» И. В. Добровольского был не только первым русским музыкальным периодическим изданием в провинции, но и одним из первых в России литографированных изданий. Причем не исключено, что Добровольский сам сконструировал литографический станок (у него имелись другие изобретения и в их числе — оригинальные инструменты из бумаги, напоминавшие по звучанию роговой оркестр). Этот журнал являлся и первым в России музыкально-этнографическим изданием. Предполагалось помещать в нем «армянские, персидские, индийские, горские, киргизские, чеченские, грузинские, татарские, калмыцкие, хивинские, бухарские, черкесские, кабардинские, казацкие, лезгинские и туркменские песни и пляски, которые будут положены как для фортепиано, так и для полной музыки». Но этим широким планам, суждено было осуществиться лишь в небольшой степени.
Музыкантов в то время в Астрахани было совсем немного. Они в большинстве своем служили в оркестрах местных вельмож и услаждали слух узкого круга гостей. Это были небольшие инструментальные составы, зачастую с преобладанием духовых инструментов. Такой оркестр, как уже упоминалось, содержался наследниками бывшего командира Астраханского казачьего полка генерал-майора Попова и сдавался ими за определенную плату в распоряжение городского театра* Калмыцкий князь Тюмень располагал собственным оркестром, способным исполнять крупные симфонические произведения (вне владений Тюменя эти музыканты не выступали). Имели свои оркестры и расквартированные в городе флотские экипажи.
Немногочисленные концерты проводились в Астрахани от случая к случаю, как правило, с благотворительной целью, и участвовали в них главным образом любители из среды чиновников и зажиточной городской верхушки.
Сравнительно мало известно о собирании народных песен э низовьях Волги выдающимся русским композитором, возглавившим «Могучую кучку»,— Милием Алексеевичем Балакиревым. Вместе с поэтом Н. Ф. Щербиной Балакирев совершил поездку по Волге на пароходе, предоставленном в его распоряжение Н. А. Новосельским—директором акционерной компании «Кавказ и Меркурий». Путешествие началось, по-видимому, с Нижнего Новгорода, откуда пароход отошел в июне 1860 года, и продолжалось несколько месяцев.
Оставалось в забвении и народное музыкальное творчество нерусского населения. Приобщению к музыке татар, калмыков и казахов, обитающих преимущественно на степных просторах, Астраханской губернии, мешала политика царского правительства, направленная на их изоляцию. Препятствием были и религиозные предрассудки: ислам запрещал верующим татарам и казахам распевать песни и музицировать, а оригинальный инструментарий и самобытное искусство нотной записи у калмыков были всецело достоянием гелюнгов — служителей культа.
Жизнь и творчество Курмангазы изучается многими музыкантами и прежде всего композиторами и музыковедами Казахстана. Основным жанром, культивировавшимся им, был кюй - инструментальная пьеса для домбры или кобыза, чаще всего с программным содержанием, которое предварительно излагалось в речитативе. Кюи Курмангазы в отличие от его предшественников, обращавшихся к образам легенд и народных сказаний, были злободневными и нередко воспевали борцов свободу, героев народных восстаний против засилья ханов и баев. Именно поэтому казахский музыкант подвергался жестоким преследованиям вынужден был искать убежище далеко от родных мест.
Другое по теме:
Культура Японии
Япония, государство с многовековыми культурными традициями, которые за счет относительной географической обособленности страны дошли до нас в неизменном виде. Традиционный японский театр «кабуки» за ...
История, география, климат
Гаоли, Коре, Соланга, Чосон, Страна утренней свежести, Страна утреннего спокойствия, Королевство людей в белых одеждах, Три тысячи ли рек и гор, Страна-отшельница — так в разные времена называли Коре ...
Внешняя торговля
Долгое время весь внешнеторговый оборот Новой Зеландии осуществлялся только с Великобританией, но с 1973 года последняя начала европейской интеграции. Сейчас на бывшую метрополию приходится всего 6% ...