Внешние экономические связи РоссииСтраница 2
Очень низкий удельный вес машин и оборудования в российском экспорте (для сравнения: доля машинотехнической продукции в экспорте Японии в середине 90-х годов составляла 96%, Швейцарии - 93%, Тайваня - 93%, Южной Кореи - 92%) - свидетельство не столько емкости внутреннего рынка, способного поглощать подавляющую часть отечественной машинотехнической продукции, сколько слабой ее конкурентоспособности на мировом рынке (исключение - производство вооружения и некоторых других высокотехнологических производств). В структуре российского импорта, напротив, преобладает продукция машиностроения (в основном легковые автомобили, бытовая техника, различные виды машин и оборудование для хозяйственных отраслей), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (доля этих двух товарных групп в структуре импорта России в 1997 г. составила соответственно 37,9 и 27,1%).
В российском импорте продовольственных товаров преобладают мясо и мясопродукты, сухое молоко, сливочное масло, кондитерские изделия, цитрусовые, чай, кофе, алкогольные напитки, пшеничная мука, растительное масло, сахар-песок.
В географии российской внешней торговли (экспорта и импорта) превалируют страны дальнего зарубежья, их доля во внешнеторговом обороте страны доходит почти до 80%. В сравнении с ними удельный вес стран СНГ невелик и составляет всего 22,2% ее внешнего товарооборота.
В экспортно-импортных операциях России с дальним зарубежьем доминируют промышленно развитые страны (в 1997 г. на их долю приходилось 67% российского экспорта и 70% импорта), которые и являются основными потребителями ее топливно-энергетических и сырьевых товаров и одновременно основными поставщиками оборудования и передовых технологий, продовольственных товаров, медикаментов и других видов готовой продукции. Особенно интенсивно развивается торгово-экономическое сотрудничество России с европейскими странами (доля Европейского региона во внешнеторговом обороте России превышает 50%). Этому благоприятствуют географическая близость и связанные с этим низкие затраты на транспортировку товаров, развитая сесть наземных путей сообщения (трубопроводы для поставки российской нефти и газа, железнодорожные и шоссейные магистрали), наличие морских выходов в Зарубежную Европу и др. Большая часть товарооборота России в Европейском регионе приходится на страны Западной Европы (более 32% экспорта и 36% импорта Российской Федерации). Крупнейшими внешнеторговыми партнерами России среди западноевропейских стран являются Германия (объем взаимной торговли между странами в 1997 г. составил 13,1 млрд долл., в том числе российский экспорт - 6,5, импорт - 6,6 млрд долл), Италия (16,2; 3,6; 2,6), Нидерланды (5,7; 4,5; 1,2), Финляндия (4,7; 2,6; 1,9), Великобритания (4,3; 2,8; 1,5), Франция (оборот - 3,2 млрд долл., экспорт - 1,6; импорт - 1,6 млрд долл).
В структуре экспортной продукции России в страны Западной Европы преобладают энергоносители (нефть, природный газ), цветные металлы (медь, алюминий, никель, магний, олово и др.), черные металлы, лес и лесоматериалы, продукция химической промышленности. Изделия машиностроения из-за низкого качества занимают незначительный удельный вес. Импортирует Россия из этих стран в основном машинно-техническую продукцию (автомобили, электротехнические изделия, станки, изделия точной механики и оптики, разнообразное технологическое оборудование и др.), изделия легкой промышленности (ткани, одежда, обувь), фармацевтики и косметики, бытовой химии, искусственные материалы, мебель, продовольственные (мясные, овощные и фруктовые консервы, кондитерские и-макаронные изделия, вина, соки и др.) и сельскохозяйственные товары. Так, в импорте из Германии доля машинно-технической продукции превышает 60%, доля продовольствия составляет 18%; в импорте из Италии на машинно-техническую продукцию приходится более 50% стоимостного объема ввоза в Россию, а доля товаров народного потребления (мебель, одежда, обувь) составляет 20%, продовольственных товаров - 10%; в импорте из Великобритании, Франции, Швеции также высокий удельный вес машин и оборудования (50-60%), товаров широкого потребления и продовольствия (15-20% на каждую группу товаров).
Другое по теме:
Современная политическая ситуация в Республике Алтай
Республика Алтай является субъектом Российской Федерации. Как и вся Федерация, она является многонациональной территорией, хотя свое название берет от титульного этноса - алтайцев. Национальный соста ...
Петербург реальный и вымышленный
Достоевский написал чуть больше 30 произведений, в 20 из низ присутствует Петербург. Иногда как фон, чаще как действующее лицо. С большей или меньшей приблизительностью можно найти места, связанные с ...
Национальная кухня
Основой питания азербайджанцев всегда был хлеб. Его пекли в тендире - глиняном очаге с вертикальными стенками. Пекли тонкий лаваш и более толстый хлеб - чурек. Ещё чаще в селе хлеб пекли на железном ...