Экономическая и социальная география как подсистема географических наукСтраница 8
Доля машин и оборудования в российском товарном импорте постоянно растет: с 35% в 1995 г. до почти 50% в 2010 году. Интересно, что импорт машин и оборудования из стран дальнего зарубежья значительно выше, чем из стран СНГ, что обусловлено необходимостью обновления производственного оборудования и увеличивающимся спросом населения на более дорогие товары - высокого качества и / или длительного пользования. В результате происходит, по сути дела, обмен российских минеральных ресурсов на оборудование.
Недостаточно либеральные пошлины на ввоз оборудования создают невыгодную ситуацию для российской экономики.
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье являются вторыми по доле в товарной структуре экспорта и хотя их доля несколько снизилась по сравнению с уровнем 1995 года, но остается очень высокой и ставит вопрос о продовольственной безопасности страны: 20% -ный рубеж доли импортного продовольствия в общем объеме потребления в России уже давно пройден.
Таким образом, современная торговая политика России, поддерживающая экспортную ориентацию экономики, приводит к тому, что характер участия России в международном торговом обмене порождает в отечественном народном хозяйстве процессы, дальнейшее развитие которых может подорвать возможности экономического роста в будущем, а также препятствует переходу страны к устойчивому развитию. Растущие поставки на внешний рынок главным образом базовых товаров - энергоресурсов, металлов, удобрений, леса - и увеличивающийся импорт готовой промышленной продукции провоцируют "утяжеление" структуры промышленного производства. В ней все большее место занимают добывающие отрасли и отрасли первичной переработки сырья, и все меньшее - машиностроение и отрасли, выпускающие потребительские товары. За годы рыночных преобразований в России доля топливной, металлургической, химической и лесоперерабатывающей промышленности в общем объеме промышленного производства выросла с примерно 35% до почти 50%, доля машиностроения упала с 24 до 22%, а доля легкой и пищевой промышленности - с 20 до 17%.
Внешняя торговля услугами в России начала бурно развиваться в начале 1990-х годов. Кризис в своем развитии эта сфера пережила в 1998-1999 гг., когда ощутимо сократились масштабы как экспорта, так и импорта услуг в связи с финансовым кризисом и изменением курса рубля и платежеспособности населения. Однако с 2000 года рост возобновился и по данным за 2010 год стоимостной объем российского экпорта услуг за рубеж составляет около 40 млн долларов, а объем импорта - около 60 млн долларов.
В структуре российской внешней торговли услугами таких кардинальных изменений за прошедшие несколько последних лет не произошло: по-прежнему преобладают транспортные услуги (авиа-, железнодорожные и автомобильные перевозки) - их доля составляет около трети от всего экспорта услуг. Велика и доля туристических поездок и деловых услуг: около 25% и 23% соответственно. Значительно выросла лишь доля строительных услуг, что связано со строительным и инвестиционным бумом последних лет: от уровня менее 2% в 2000 году доля этого сектора теперь достигла 10%.
Импортируются гражданами, предприятиями и государственными органами Российской Федерации преимущественно туристические услуги (в основном это деловые поездки и отдых за границей): правда, доля этого сектора постепенно сокращается - если в 2000 году она составляла более половины, то по итогам 2006 года - около 40%. Заметны в структуре российского импорта услуг также транспортные (15%) и прочие деловые услуги (около 20%) - доля этих секторов относительно стабильна. Доля импортных строительных услуг (как и экспортных) заметно возросла, увеличившись с 2.5% до более чем 10%.
Если в отношении внешней торговли товарами во времена СССР пусть и существенно урезанная, но все же существовала какая-то торговая политика, то в сфере услуг дело обстояло иначе: сама эта сфера в ее внешнеторговом компоненте начала активно развиваться в России не так уж давно, поэтому и становление торговой политики по услугам пришлось как раз на конец XX века. Раньше она ограничивалась, пожалуй, лишь ограничениями на перемещение физических лиц и условиями транспортировки пассажиров и грузов, а также в небольшой мере услугами связи и строительными услугами (последние предоставлялись прежде всего в рамках сотрудничества со странами СЭВ и поддержки стран Африки и т.п. в виде строительства различных инфраструктурных и промышленных объектов).
Другое по теме:
Перспективы развития химической промышленности РФ
Химический комплекс является стратегической составляющей промышленности России, имеет огромное общехозяйственное и оборонное значение для развития экономики страны. Он включает в себя 15 крупных подо ...
Праздничная пища
В праздничные дни крестьян-тружеников на столах ждали иные "ествы". Это, во-первых, мясные щи или похлебки (например, "варить баранину с луком, морковью или репой; и после подправить п ...
Название материка и история его исследования
Антарктида была открыта последней из материков Земли. Еще древние ученые догадывались, что в Южном полушарии в высоких широтах должен существовать большой материк. Его поиски в свое время привели к о ...