Государственное устройство и политикаСтраница 11
Шиитские партии. Одним из первых движений, выступавших за создание исламского государства по иранскому образцу, было "Исламское движение Афганистана" (ИДА). Оно было образовано в 1979 аятоллой Мухаммадом Асефом Мохсени, сыграло заметную роль во время восстания в Кабуле в феврале 1980. После прихода к власти в 1992 исламистов ИДА входило в правительство Раббани, сражаясь на его стороне против "Хезбе вахдат" и талибов. После падения режима талибов ИДА присоединилось к правительству Х.Карзая, но из-за борьбы за лидерство вскоре раскололось на несколько фракций: "Исламское народное движение Афганистана" (Сайид Хусейн Анвари), "Исламское движение Афганистана" (Мохаммад Али Джавид) и "Исламское движение Афганистана" (Мухаммад Асеф Мохсени). Наиболее проправительственной из всех этих групп считается "Исламское народное движение Афганистана" (ИНДА), опирающееся на поддержку шиитской общины Кабула. Его лидер Сайид Хусейн Анвари до 2005 занимал пост министра сельского хозяйства, после победы Карзая на президентских выборах был назначен губернатором Кабульской провинции, а в июне 2005 стал губернатором провинции Герат. На выборах в парламент ИНДА вместе с "Партией исламского единства Афганистана" получила 5 мандатов.
"Партия исламского единства Афганистана" ("Хезбе вахдат", ПИЕА) – умеренная шиитская партия хазарейских националистов. Преемница одноименной партии, которая была создана в 1988 при поддержке Ирана путем слияния восьми шиитских политических группировок, базировавшихся в 1970–1980-е в Иране и участвовавших в вооруженной борьбе против кабульского режима. После свержения Наджибуллы в 1992 партия была включена в правительство Раббани, но вскоре перешла в оппозицию. В 1993 она раскололась на фракции, одна из которых во главе с М.Акбари базировалась в Кабуле и поддерживала Раббани, а другая, которую возглавлял Али Мазари, образовала альянс с Достумом и Хекматьяром. Али Мазари требовал перехода к федеративному государственному устройству и создания коалиционного правительства, в котором шииты получили бы не менее 25% мест, но одновременно пытался вести переговоры и с талибами. После того, как в марте 1995 Али Maзари был схвачен и убит талибами, основную шиитскую группировку возглавили Абдул Карим Халили (в Бамиане) и Х.M.Мохакек (в Мазари-Шарифе). Только в январе 1996 Тегерану удалось вновь объединить "Хезбе вахдат", добившись от его руководства соглашения с Раббани и вхождения в его правительство. После свержения режима талибов лидеры "Хезбе вахдат" были включены в состав Временной администрации Афганистана.
Несмотря на расколы, "Хезбе вахдат" по-прежнему остается достаточно влиятельной партией хазарейской общины, все больше приобретающей вид национального, а не религиозного движения. На парламентских выборах в 2005 "Партия исламского единства" и "Исламское народное движение Афганистана" вместе получили 5 мест в Народном совете. Генеральный секретарь – Мохаммад Карим Халили (хазареец, министр экономики Афганистана в 1993–1995; вице-президент Временного правительства в 2001 и второй вице-президент в нынешнем кабинете, сформированном в декабре 2004).
"Партия исламского единства народа Афганистана" (ПИЕНА) – умеренная традиционалистская партия, созданная в результате раскола партии "Хезби вахдат". Делает ставку на критику режима Карзая, в частности, обвиняя его в подавлении оппозиции и установлении в стране авторитарного режима. Пользуется поддержкой хазарейской общины, на президентских выборах в 2004 лидер партии Хаджи Мохаммад Мохакек получи 11,7% голосов избирателей. На парламентских выборах в 2005 г. ПИЕНА, входящая в блок Кануни, получила 18 мест. Лидер – Мохакек (вице-президент Афганистана в декабре 2001 – июне 2002, министр планирования во Временной администрации до марта 2004).
Другое по теме:
Троице-Сергиев Варницкий монастырь
Троице-Сергиев Варницкий монастырь Историю Варницкого монастыря не назовешь простой. Он разорялся поляками, влачил нищенское существование, был почти до основания разрушен в годы советской власти. Но ...
Структурно-функциональный метод
Структурно-функциональный метод - способ анализа системы, при котором принимается, что наблюдаемые элементарные структуры выполняют определенные функции внутри системы или для структур более высокого ...
Русские народные праздники и игрища
Нас интересуют в основном народные праздники, отмечаемые с дохристианских времен. Они наполнены славянским мифологическим смыслом, но к сожалению большинство потеряло свой Астрономический смысл. Т.е. ...