Историческая справка об Абиссинии
Страница 3

К XIII-XIV веку фактически сформировалось ядро централизованного государства. Разрабатывался аппарат управления, были заложены основы тесного сотрудничества светской и духовной власти. Складывалась социально-экономическая система, которая, усложняясь, просуществовала до второй половины XX века.

В 1434 году на троне оказался Зыра Якоб. Исследователи писали о нем: «Несомненно, этот император был одним из самых дальновидных политиков, искусным дипломатом, а также человеком наиболее светлого и образо- ванного ума в истории Эфиопии».

После особенно тяжелого был периода с 1529 по 1559 год, когда страна была буквально под угрозой гибели, когда власть султанов сменилась властью воинственных эмиров, хотя во второй половине XVI века была не только восстановлена целостность страны, но и приобретены новые земли. Внутри же самого государства назревала смута. К тому же было несколько неурожайных лет, и разразился голод.

После нескольких обменов посольствами христианских правителей Эфиопии и Португалии, первое из которых было послано Ылени, в 1541 году у африканских берегов Красного моря появился флот под командованием нового вице-короля Индии дона Эстевана да Гама. Они вместе с правителем области вернули к покорности перешедших в ислам мятежных вассалов негуса. К этому времени измученный народ начал переходить к активному сопротивлению

В XVI веке на абиссинской территории, в Хараре, появляется эмират Ахмеда Грана, стремящийся завоевать Абиссинию, и местное население обращается за помощью к португальцам, которые тогда на Востоке имели славу великих завоевателей.

Младший брат прославленного путешественника и мореплавателя Васко да Гама, которого звали Христоф да Гама, приходит в Абиссинию во главе португальских рыцарей и возглавляет борьбу местных жителей против ислама. С собой он привозит пушки, а также католических священников. В ответ на это коптские священнослужители поднимают феодалов на борьбу с «освободителями», опасаясь конкуренции более ученых иезуитов, которые казались им исчадием прогресса.

Гондэр теперь с 30-х годов XVII века стал центром и государства, и церкви. И этот город издавна считается оплотом эфиопского монофизитского (ортодоксального) христианства.

Абиссиния остается вдали от цивилизации и сильно отстает в своем развитии не только от европейских государств, но и от прилегающих стран Ближнего Востока. В стране идут бесконечные феодальные войны, а народные массы ведут жизнь крепостных и работают на состоятельных господ. Земля была объявлена собственностью помещиков, провинциальных королей (негусов) и удельных князей (расов). В качестве домашних слуг активно привлекались негры - рабы и рабыни, привозимые из военных племен Юга, либо порабощенные крестьяне. Такой жизненный уклад активно поддерживался церковью: представители духовенства постоянно подчеркивали, что рабство угодно Богу, мотивируя это тем, что Всевышний любил древних иудейских царей, которые, как рассказывает Библия, имели рабов.

Когда жизнь крестьян становилась совсем уж невыносимой, они пытались активно бороться против угнетения и рабства. В частности, избирались крестьянские вожди и предпринимались попытки создания собственных обособленных государств. В качестве ответных мер негусы и расы объединялись и выбирали себе лидера (негуса негаст), которого, впрочем, лишали этого поста сразу после того, как минует опасность. В покоренные районы направлялись феодальные отряды, которые силой захватывали крестьянскую землю и объявляли ее собственностью государства. Однако, поскольку государь не в силах был следить за всеми своими землями, он передавал часть их своим воинам.

При вечных феодальных междоусобицах, частых сменах власти расов и негусов постоянно увеличивались повинности, налоги и барщина. Все это приводило страну к состоянию полного упадка. Ремесло существовало только при дворах крупных феодалов и при монастырях, для которых ремесленник производил предметы роскоши, а крестьяне довольствовались своим собственным домашним трудом. Немало земли принадлежало представителям духовенства, поскольку они помогали поддерживать существующий строй.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Литовское национальное движение середины XIX – начала ХХ в.
С 1864 по 1904 в Литве действовал запрет печатать книги латинским шрифтом. Центр книгопечатания вновь переместился в Восточную Пруссию. С середины 1880-х начинают появляться книги и периодические изд ...

Особенности климата на Байкале
Климат озера Байкал и его побережья имеет черты морского климата и значительно отличается от климата окружающей местности. Водные массы озера в летний период прогреваются до глубины 200–250 м и как а ...

Истоки появления традиционной одежды донских казаков
донской костюм платье казачка Своеобразные условия жизни на Дону в XVI-XVIII вв., особенности характера и мировоззрения донских казаков предопределили возникновение оригинальной культуры донского каз ...