Быт селенияСтраница 2
С эпохи раннего средневековья (V–X вв. н.э.) господствующей формой семьи в селе является малая простая семья, состоящая из родителей и их детей. Иногда членами семьи могли быть отец и (или) мать мужа, реже – несовершеннолетние братья и сестры главы семьи. Женив сына, люди стремились тут же отделить молодую семью и дать ей возможность доказать свою самостоятельность. До первых десятилетий XX в. В селе эпизодически бытовала также и другая форма семьи, структурно и функционально напоминающая больше семейную (семейно-общинную) форму, а именно неразделенная семья. Такая семья состояла из совместно проживающих (вместе со своими домочадцами) отца и нескольких сыновей или двух и более братьев с семьями, ведущих совместное хозяйство. Однако для тадмагитлинцев, как и для прочих горцев Дагестана, подобная, семья представляла собой не пережиточно-архаическое явление. Скорее такая форма семейной организации сохранилась как наиболее рациональная в условиях парцеллярного земледелия, многоотраслевого хозяйства, развитого отходничества и периодических сезонных перегонов скота.
Внутрисемейные отношения строились на патриархальных началах: младшие подчинялись старшим, женщины – мужчинам, все члены семьи – своему главе. Несущая большую часть нагрузки в хозяйстве и обладающая личным имуществом жена (приданое, а также свадебные подарки родственников: участки пашни, сенокоса, скот, серебряные украшения, одежда, утварь и пр.) пользовалась уважением в семье, почитанием со стороны детей, относительной свободой и самостоятельностью. Традиционно тадмагитлинская семья – среднедетная, содержащая обычно двух – трех детей, гораздо реже – четырех и более. Наиболее распространенной формой брака в Ахвахе был брак посредством сватовства (по инициативе родителей). Имели место и другие формы брака (путем похищения, бегства молодых, ухода женщин в дом мужчины, обменные, левират и сорорат). Из традиционных форм брака отметим, как специфические, брак по инициативе женщины или девушки (получил широкую известность обычай бросания мужчинами своих папах в открытую дверь или окно комнаты, где собирались вдовы и девушки) и браки по инициативе сельской администрации (мужчине, в том числе женатому, старейшины могли «навязать» в жены ту или иную вдову или девушку). В современной семье, по-прежнему преимущественно состоящей из родителей и детей, господствует внутрисемейная атмосфера демократии и равноправия, хотя главой семьи продолжает считаться муж. Семей, имеющих от одного до трех детей, насчитывается больше, чем многодетных. При выборе брачного партнера мнение родителей значения не утратило, но в большинстве случаев в наши дни молодые люди сами находят друг друга.
Отец, братья, родственники и односельчане прививают мальчику навыки и знания, необходимые при обработке земли, уходе за скотом, владении топором, молотком, кладке стен, обработке древесины и т.д. Девочку с малолетства приучают к работе в поле, ведению дел в домашнем хозяйстве (уборка, стирка, шитье, вязание, ткачество, доение, переработка молока и т.д.).
В настоящее время все дети в селении с 7-летнего возраста проходят обучение в начальных и средних школах. До четвертого класса преподавание, еще до недавнего времени велось на аварском языке, сейчас обучаются на русском. Обучение родному (ахвахскому) языку в школах пока не начато. Отметим, что в последние годы заметно усилилось стремление со стороны значительного числа родителей обучать своих детей элементам арабского чтения и письма, привить им основы мусульманского вероучения.
Селение Тадмагитль – это сравнительно крупное, многодворное селение, жители которого образуют тип сельско-общинной организации. В каждом поселении этого типа обязательно имеется место сбора (схода) населения, места сбора мужчин для проведения досуга (годеканы), сельская мечеть, кладбище. Хутора села, как и почти повсеместно в горах Дагестана, формировались за счет населения небольших родственных поселений, преобразовавшихся в связи с рядом обстоятельств в территориально-родственные.
При выборе места для поселения ахвахцы старались и стараются учитывать несколько факторов: защищенность, наличие источника воды, близкое расположение угодий. Селение как бы сливалось с рельефом и в основном было ориентировано на юг, юго-восток или юго-запад. Почти все дома имели вертикальную склоновую планировку и компактно-улочковую форму.
Подходы к селению охраняли боевые башни или массивные каменные стены с бойницами. Со второй половины XIX в. значение оборонительного фактора при выборе места для поселения постепенно отпадает. Приблизительно с этого же времени наблюдается тенденция к заселению более удобных присельских низменных участков, где жилые и хозяйственные строения располагаются свободно, составляя единое целое е приусадебным участком. Эта тенденция усилилась в 30–50-е годы XX в., а в последующие десятилетия стала господствующей. Поэтому во в селении, рядом со старыми, склоновыми их частями, появились новые, со свободной планировкой. Строения старых частей постепенно разрушаются, многие из них превратились в развалины или совершенно исчезли. Исчезли по большей части и поселения хуторского типа, кое-где от них остались лишь фрагменты построек.
Другое по теме:
Культура прусских литовцев середины XVI – середины XIX в.
Развитие письменности в Литве долгое время было связано с религиозными разногласиями между католиками и протестантами. Литовская литература того времени развивалась параллельно в Литве и Восточной Пр ...
Анкетирование
Анкетирование - разновидность опроса. При анкетировании сбор вербальной первичной информации осуществляется, как правило, при помощи анкеты, без непосредственного контакта исследователя и респондента ...
Древнерусский костюм x-xvii веков
К X веку на территории Восточной Европы образовалось первое феодальное государство славян - Киевская Русь, достигшая в этот период большого экономического и политического подъема, Эпоха: Киевской Рус ...